Стадия наблюдения
Европейское турне президента США Буша, саммит НАТО в Брюсселе, саммит ЕС в Гетеборге, другие события, среди которых — и встреча Буша с президентом России Владимиром Путиным, оставляют единственное стойкое впечатление. Украина из потенциального важного субъекта европейской политики постепенно переходит к роли наблюдателя. Которому дают возможность понаблюдать за процессом вблизи — например, на встрече центрально- европейских президентов в Италии или на встрече министров обороны в Греции. Дают возможность свободно пообщаться с настоящими участниками процесса. И ни в коем случае не допускают к самому участию.
Вряд ли можно говорить, что Украина не делает никаких усилий для того, чтобы как-то вписаться в общую европейскую картину. Делаются какие-то предложения, касающиеся возможности участия в создании европейских сил быстрого реагирования. Делаются какие-то заявления, касающиеся построения европейской энергетической системы. Делаются какие-то движения, направленные на то, чтобы проблему с договором по противоракетной обороне не решали без нашего участия.
Результаты — пока что неутешительные. Но если говорить о новых схемах европейского энергоснабжения — то в Киеве несколько лет израсходовали на то, чтобы самим себе доказать перспективность нефтепровода Одесса — Броды, не слишком напрягаясь доскональным изучением возможных рынков и поиском реальных партнеров. Кстати, немецкий политолог Александер Рар считает этот путь вполне перспективным и вписывающимся в общеевропейскую стратегию. Однако, как и с проблемой «обходных» газопроводов, как и с проблемой утраченного сотрудничества по проекту создания самолета Ан-7Х, как и в вопросах участия в миротворческих операциях, Киев по большей части наблюдает. Возможно, в ожидании, что проблема решится сама.
Позиция наблюдателя имеет один существенный недостаток. Она приводит к тому, что со страной, руководство которой выглядит неспособным к четкой адекватной реакции и на внутренние, и на внешние вызовы, перестают считаться в принципе. И потом весьма тяжело будет как-то перевести в реальную плоскость слова об «очень важной европейской стране». А между тем, возможно, именно такого результата и ожидали — только кто-то наконец должен понять, что ни Буш, ни Путин, ни Шредер, ни Блэр не будут брать на себя вместо Украины заботу по поиску ее места и значения. И если Буш с Путиным решали свои проблемы не оглядываясь на Киев — то это просто адекватная оценка.
Выпуск газеты №:
№107, (2001)Section
День Планеты