Степашин начинает формировать свою команду
Степашин, в первые дни после своего назначения старавшийся не делать никаких заявлений, сейчас чувствует себя намного увереннее, и его шансы пройти голосование в Госдуме в будущую среду оцениваются как предпочтительные. Члены верхней палаты парламента — Совета Федерации, проведшие внеочередное заседание в связи с отставкой правительства, ограничились лишь тем, что выслушали Степашина. Это изменение настроений связано, разумеется, с событиями минувших выходных, когда депутатам Государственной думы не удалось набрать необходимого для начала процедуры импичмента количества голосов ни по одному из пяти пунктов обвинения президента Российской Федерации Бориса Ельцина. Процедура импичмента, таким образом, захлебнулась еще на первом этапе, хотя ее организаторы рассчитывали, что один из пунктов обвинения — развязывание войны в Чечне — наберет необходимые 300 голосов депутатов нижней палаты российского парламента. Лидер фракции «Яблоко» Григорий Явлинский во время своего выступления в субботу перед голосованием подтвердил готовность членов своей фракции присоединиться к безоговорочно выступающим за импичмент левым по этому пункту обвинения, однако и поддержки «Яблока» оказалось недостаточно. Среди серьезных ошибок организаторов процедуры наблюдатели называют недостаточную юридическую подготовленность обвинения, превратившегося в политический фарс, и объявление большого перерыва перед голосованием, в результате чего депутаты оказались предоставлены сами себе и у представителей президентской стороны появились дополнительные возможности для общения с колеблющимися парламентариями.
Непоколебимыми сторонниками импичмента были коммунисты, аграрии и члены группы «Народовластие». Против всех пунктов обвинения голосовали члены фракции «Наш дом — Россия», ЛДПР Владимира Жириновского вообще не участвовала в голосовании, «Яблоко» поддержало только пункт обвинения по Чечне, среди членов группы «Российские регионы» произошел раскол. Итоги голосования наиболее точно оценил лидер парламентской фракции «Наш дом» Владимир Рыжков, отметивший, что единственное, чего добились депутаты — сторонники импичмента — это отставки правительства Евгения Примакова.
Действительно, теперь становится очевидным, что президент Ельцин выбрал наиболее удобный для себя момент, чтобы избавиться от чересчур лояльного к левым кабинета Примакова. Если бы правительство сохранилось, то после провала процедуры импичмента у президента не осталось бы ни малейших политических оснований для отставки Примакова, более того: представители правительства могли бы связывать окончание процедуры с личным авторитетом главы правительства и нежеланием депутатов провоцировать Ельцина на отставку Примакова. Теперь, когда импичмент не состоялся уже после отставки премьер-министра, можно констатировать, что все разговоры об особой значимости его фигуры для левых — обыкновенный блеф.
Не сумев начать процедуру импичмента, Государственная дума, таким образом, не будет иметь иммунитета и может быть распущена президентом Российской Федерации в случае троекратного неутверждения кандидатуры премьер-министра. Таким образом, рассмотрение кандидатуры Сергея Степашина, предложенного президентом Борисом Ельциным на эту должность, приобретает для депутатов особый смысл: они должны либо согласиться с этой кандидатурой, либо решиться на досрочные выборы, так как существуют предположения, согласно которым в случае неутверждения кандидатуры Степашина и так уже раздраженный Ельцин предложит депутатам кандидатуру, за которую они при всем желании не смогут проголосовать. Именно это обстоятельство может оказаться решающим при голосовании за Степашина.
Выпуск газеты №:
№87, (1999)Section
День Планеты