Перейти к основному содержанию

Страсти по обедненному урану: победителей не судят

16 января, 00:00

Главный прокурор международного трибунала ООН в Гааге по военным преступлениям Карла дель Понте заявила в ряде интервью итальянской прессе, что использование силами НАТО обедненного урана может быть расследовано как военное преступление, сообщает Интерфакс-Украина. Дель Понте считает, что сначала нужно дождаться результатов расследований, проводимых странами-членами ЕС. Если появятся очевидные результаты того, что обедненный уран повлиял на состояние здоровья как военнослужащих, так и мирных жителей, дель Понте обещает, что делу будет дан ход.

Резонанс, вызванный подтверждением факта использования силами НАТО в операции против Югославии боеприпасов с обедненным ураном, представляется несколько странным. Прежде всего потому, что никогда и ни для кого не являлось тайной: подобный тип боеприпасов находится на вооружении многих стран мира, в том числе США. Обедненный уран, используемый в снарядах для увеличения пробивной силы, применяется, кстати, и в броне некоторых видов современных танков для увеличения ее прочности. Знаменитый американский танк «Абрамс» М1 — классический пример.

Из-за чего же разгораются страсти? С одной стороны, заявление представителя международных Сил по стабилизации майора Боба Томпсона, официально подтвердившего использование в 1994—1995 гг. 30-мм снарядов с ураном для авиационных пушек против боснийских сербов, вызвало ажиотаж. Мол, значит все-таки был уран! Но почему-то никто не обратил внимания на заявление министра обороны США Уильяма Коэна перед встречей представителей стран НАТО в Брюсселе по поводу «балканского синдрома». А он, по сообщению Би-Би-Си, сказал, что миротвоческий контингент в Боснии и Косово был проинструктирован относительно использования подобных боеприпасов. То есть, говоря иначе, официально признал, что уже после операции «Союзная сила» 1999 года, при вводе миротворцев в Косово, подразделения последних имели (или имеют?) на вооружении подобные снаряды.

Можно также проигнорировать сообщения сербской стороны (в марте 1999-го мэр югославского города Ниш представил «свеженькие» вещественные доказательства, в том числе части авиабомб с американской маркировкой — не в военторге же он их купил) и российской прессы полуторагодичной давности о применении бомб с ураном против югославов в 1999-м (а не только боснийских сербов в 1994-м). Сербы настаивают, что помимо признанных НАТО 11 тыс. 30-мм снарядов было сброшено 50 тыс. авиабомб. Это вполне позволительно списать на информационные происки врагов блока. Но почему бы не вспомнить другое заявление — представителя не Сил стабилизации, а командования НАТО, и не майора, а генерал-майора Вальтера Йертца, и сделанное не неделю назад, а летом 1999 года. А ведь господин генерал не менее официально заявил, что союзники в операции против Милошевича используют кассетные бомбы и боеприпасы с обедненным ураном, поспешив успокоить, что «обедненный уран совершенно безвреден, причем НАТО после войны готово принять необходимые меры для очистки пораженных территорий». К этому он добавил, что авиация союзников в целях безопасности (при возвращении на авианосцы и базы) действительно сбрасывает неизрасходованные бомбы в Адриатику и альпийское озеро Гарда, но это как говорится другая история. Добавим, что те же США вроде бы беспокоятся об экологии. На 2001 год, например, в военный бюджет «забито» на природоохранительные мероприятия 1,3 млрд. долларов. Столько же Пентагон израсходовал на «смягчение деятельности» своих военных и в 1998 году, и в 1999. Но сербов это вряд ли касается. Деньги идут на то, чтобы не ссориться с друзьями, в число которых упомянутые не входят. Например, ФРГ предъявило претензии к американцам по поводу нанесения ущерба экологии в ходе жизнедеятельности военных баз США в Германии (в основном — последствия слива топлива) на 3 млрд. долларов, из которых Белый Дом согласился на 1,5 млрд.

История же с «балканским» обедненным ураном вовсе не нова. Еще в 1996 году вскрылись факты, послужившие поводом для выяснения отношений США с Японией. Выяснилось, что при проведении на одном из островов учений морской пехоты США авиация морской пехоты использовала все те же боеприпасы с ураном. Всего, по данным японцев, над островом было выпущено 1520 снарядов калибра 25 мм, каждый из которых содержит около 145 граммов радиоактивного вещества. Всего, таким образом, территория Японии «получила» 223 кг урана. Пентагон сделал обескураживающее заявление: якобы всему виной ошибка производителей, перепутавших маркировку боеприпасов.

Для сербов подобных объяснений не придумали. Зачем? Победителей издревле не судят. Не считает же нужным Вашингтон отвечать на претензии Ирака. А последний лишь в 2000 году смог назвать точную цифру, сколько все того же обедненного урана скинули на территорию страны союзники в операции «Буря в пустыне» 1991 года. По данным иракской стороны, ВВС США и Великобритании использовали более 300 тонн этого вещества, в результате на значительных территориях Ирака уровень радиации превышает допустимый в 10 раз. Багдад утверждает, что для дезактивации территорий понадобится не менее 375 млрд. долларов. Ну и пусть себе утверждает. Кто с международным государством-террористом разговаривать будет? Можно лишь добавить, что в упомянутой выше окинавской истории японцев больше всего возмутил тот факт, что по американскому законодательству на своей территории (в смысле, в ходе учений) подразделениям армии США боеприпасы с ураном использовать запрещено. Странно, ведь американские военные от министра обороны до командования миротворцев, от генерала до майора в один голос твердят, что они «совершенно безвредны»...

Так из-за чего скандал? Ах, да: начали болеть военнослужащие стран-членов НАТО. Ни в 1991-м в Ираке, ни в 1994-м в Боснии, ни в 1996-м в Японии, ни в 1999-м в Югославии здоровье местных жителей международную общественность как-то не волновало. Там ведь кто болел и будет болеть? Какие-то сербы, иракцы-террористы, японцы. А тут — датчане, итальянцы, португальцы. Как не взволноваться?

Остается добавить, что в военном бюджете США на нынешний год на охрану здоровья военнослужащих запланированы ассигнования в сумме 11,6 млрд. долларов. Это превышает суммарный военный бюджет Ирака и Югославии. Потому что солдаты супердержавы болеть не должны. Их ждут великие дела.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать