Так близко и так далеко
Нет большей вехи в отношениях Европейского Союза со своими соседними странами или внешними партнерами, чем саммит, встреча на высшем уровне. В ходе таких встреч стороны подводят итоги сотрудничества, определяют новые цели, отмечают области более глубокого сотрудничества или называют существующие недостатки.
Недавний саммит ЕС—Украина, состоявшийся 9 сентября в Париже, имел похожий сценарий. Обе стороны высказали свои взгляды относительно прошлого и будущего общих отношений. Совместная декларация, принятая по результатам саммита, подчеркивает, что Украина достигла большого продвижения с момента принятия в 2005 году Плана действий ЕС—Украина. Значительный успех достигнут в сотрудничестве в таких областях, как внешняя политика и кризисный менеджмент, в сфере экономики и энергетики, а также в таких областях, как юстиция, свобода слова и безопасность.
В то же время обе стороны подчеркнули в декларации необходимость политической стабилизации в Украине, осуществление конституционной реформы, консолидации государственной реформы, а также полной имплементации мероприятий, связанных со вступлением Украины в ВТО.
Несмотря на вышесказанное, в декларации отмечается большое продвижение в переговорах касательно нового усиленного соглашения, в котором такие разделы, как политическое сотрудничество, юстиция, свобода и безопасность, почти полностью подготовлены, как и большая часть раздела об экономическом и секторальном сотрудничестве. Также большое продвижение отмечено в переговорах о создании углубленной и всеохватывающей зоны свободной торговли.
В то же время стороны продемонстрировали желание усиления двусторонних отношений, а также согласились разработать новый практический инструмент на замену Плана действий, срок действия которого истекает в марте 2009 года.
Однако наиболее важно, со стратегической точки зрения, то, что новое соглашение, создающее рамки будущих отношений, получит форму соглашения об ассоциации, а также заявления, в соответствии с которым ЕС признает европейские стремления Украины и приветствует ее европейский выбор.
Еще до недавнего времени о таких заявлениях Совета Европейского Союза нельзя было и мечтать. Из всех европейских институтов лишь Европейский парламент требовал европейской перспективы для Украины. Этого никогда не делал ни Совет ЕС, ни Европейская Комиссия. Само название «Соглашение об ассоциации» хотя и существовало в отношениях с некоторыми средиземноморскими соседями Евросоюза, воспринималось как обещание или символ будущего членства и как таковое вызвало нервную реакцию в большинстве западноевропейских стран. Сегодня, несмотря на так называемую усталость от расширения и ирландский референдум, теперь в Евросоюзе существует меньше обеспокоенности и больше реализма относительно будущих отношений с Украиной. Символичен факт, что эта декларация была подписана во время французского председательства в ЕС, несмотря на то, что Франция не была, мягко говоря, большим сторонником расширения Евросоюза.
Естественно, скептики, как всегда, могут жаловаться и говорить, что выводов саммита недостаточно, и перспектива членства могла бы быть четко зафиксирована, но я призывал бы их довольствоваться тем, что было предоставлено Украине на данный момент. Подписанная декларация намекает на некоторые большие внутренние проблемы, но это сделано деликатно. Мы все хорошо знаем, что происходит сейчас в Украине. Именно поэтому мы должны быть довольны тем, что было объявлено общественности в Париже. Учитывая продолжающийся политический конфликт в Украине, понятно, что не было шансов получить больше.
В предыдущей колонке я писал о благоприятном климате и больших шансах, создававших для Украины сложные отношения между ЕС и Россией вследствие грузинско-российского конфликта. Но кажется, что большинство политических игроков не увидели их появления. Я должен согласиться со спикером Верховной Рады Арсением Яценюком, сказавшим, объявляя о распаде правящей коалиции: «Жаль, что снова мы не используем возможностей и не реализуем наших шансов». А еще большее сожаление вызывает то, что выводы последнего саммита свидетельствуют о том, что, несмотря на все недостатки, ЕС серьезно настроен на углубление отношений с Украиной. Одно можно сказать наверняка: нам необходимо всем помнить, что ЕС не будет этого делать против воли Украины.
Марек СИВЕЦ — вице-президент Европейского парламента
Выпуск газеты №:
№175, (2008)Section
День Планеты