Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Так ли страшен канал на Дунае?

Украина отвергает обвинения Румынии
20 июля, 00:00

Отношения Украины и Румынии никогда не отличались особой теплотой. Развитию сотрудничества двух стран препятствовали постоянные проблемы на переговорах о линии государственной границы. Новый конфликт между соседями возник в связи с строительством Украиной судоходного канала через Дунай в Черное море. На прошлой неделе в спор вмешался Евросоюз, выразивший опасения, что подобное строительство может нанести ущерб окружающей среде. Острота ситуации заставила вчера представителей украинского правительства развеять все подозрения и обеспокоенность. Сегодня же в Киеве должны пройти украинско-румынские консультации, полностью посвященные «канальной» проблематике.

«Нет никаких оснований, из-за которых Киев должен отказаться от восстановления судового прохода Дунай — Черное море», — об этом вчера заявил заместитель министра иностранных дел Украины Александр Моцик. Он обратил внимание на тот факт, что Украина не строит новый канал, а восстанавливает путь, который раньше уже существовал и не вызывал никаких возражений со стороны Бухареста. Так, по словам украинского дипломата, судовыми проходами были до 1958 года — проход через устье Быстрое, а с 1959 года через устья Очаковское и Прорва. Господин Моцик отметил, что в случае дальнейшего сохранения румынской монополии на проход в Черное море прилегающие регионы Украины будут нести значительные экономические потери. Например, ежегодно на выплаты за транзит через румынские каналы владельцы украинских судовых компаний тратят не менее $2 млн. По оценкам экспертов, прохождение судов из Черного моря в Дунай через территорию Украины позволит отечественным компаниям избежать уплаты Румынии соответствующих тарифных сборов и привлечь к транзиту значительное количество иностранных судов (по прогнозам специалистов — до 480 суднопроходов в год). Поэтому, вполне очевидно, что позиция Бухареста носит в первую очередь «экономический» характер.

В качестве контраргумента Румыния (а с недавних пор Евросоюз) называет строительство канала рисковым с точки зрения охраны окружающей среды. Существуют опасения, что в результате работ может быть причинен ущерб Дунайскому биосферному заповеднику. Украина категорически отвергает подобные опасения, отмечая, что провела масштабный и достаточно глубокий анализ, который позволяет убедиться в безопасности украинских намерений. «Мы так же заинтересованы в сохранении окружающей среды в этом регионе, как Евросоюз и Румыния. Поэтому приложим максимальные усилия ради этого», — подчеркнул вчера Александр Моцик. Он сообщил, что на прошлой неделе встречался с гендиректором Еврокомиссии Кэтрин Дей, которой предоставил подробную информацию об украинском проекте. Дипломат сообщил, что он пригласил представительницу Евросоюза посетить Украину, чтобы она собственными глазами убедилась в ответственном отношении Киева к выполняемым работам. Украина надеется, что вскоре в Брюсселе изменят свою позицию по «канальному вопросу».

Украинские дипломаты рассчитывают, что спор удастся частично разрешить во время сегодняшних консультаций. Однако, учитывая опыт непростых отношений с румынскими официальными лицами, вряд ли удастся прийти к пониманию только после одной-двух встреч. Тем более, что на кону — довольно высокие ставки (и экологические аргументы в этом деле занимают далеко не первое место). Напомним, что несколько лет назад Румыния проводила работы по строительству дамб на Дунае, негативные последствия которых для окружающей среды сегодня довольно заметны в регионе (водные участки превращаются в осушенные территории). Однако тогда Бухарест, несмотря на призывы Киева, экологические риски не учитывал... На сегодня Румыния направила украинской стороне три вербальные ноты (первая датирована ноябрем 2002 года, а последняя — октябрем 2003 года). По словам господина Моцика, на каждую из них Киев дал достаточно детальные ответы. О согласовании действий в этой ситуации не может даже идти речи, поскольку Украина проводит работы в своих территориальных водах, — так заявила вчера посол по особым поручениям МИД Наталья Зарудная, добавив, что, несмотря на это, Румынии была предоставлена исчерпывающая информация.

Не исключено, что «канальная проблема» получит в дальнейшем довольно неприятное развитие. Во-первых, румынская сторона попытается (и уже, похоже, пытается) увязать вопрос канала с переговорами о делимитации континентального шельфа в Черном море. Недавно в румынской прессе появилась утечка информации, в которой содержится соответствующее предупреждение. Во-вторых, свою позицию могут высказать Соединенные Штаты. Почти наверняка она будет содержать румынскую аргументацию. Как стало известно «Дню», администрация Соединенных Штатов, намеренная расположить на территории Румынии свои военные базы, разделяет именно бухарестскую позицию. В-третьих, в случае обострения спора румыны могут инициировать применение санкций в отношении Украины. Например, исключение украинского участка Дуная из отрезков международных транспортных коридоров, проходящих через указанный регион...

Оснований для конфликта обе стороны могут найти множество, а его сценарий может оказаться весьма угрожающим. Выиграет ли кто-то от нового обострения в отношениях? Единственный выход — разрешение вопросов за столом переговоров. Украина к ним готова. А как соседи?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать