Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Теневой финансовый рынок Беларуси  живет по закону рынка

01 августа, 00:00

Им не нужна реклама — найти их может каждый, за которого поручится мало-мальски пристойный предприниматель. Это подпольная финансовая компания, которых не счесть в Беларуси, их услугами пользуются все те, кто не имеет доступа к биржевой кормушке.

«Массовая облава МВД на нелегальные мелкие финансовые компании, занимающиеся конвертацией, привела к падению курса белорусского рубля на десять процентов», — сказал «Дню» один из легальных белорусских банковских дилеров. По его мнению, «финзачистка» таких нелегальных компаний, позволившая конфисковать определенные средства в бюджет, в экономическом плане дала отрицательный результат и привела к усилению давления на белорусский рубль.

Политика Нацбанка, проводящего курс жесткого регламентирования банковского сектора при вдвое завышенном официальном курсе белорусского рубля по отношению к доллару, привела к оттоку капитала за рубеж и расширению нелегального «черного рынка». При этом Нацбанк за полугодие уже успел напечатать годовую норму «зайчиков».

«Нацбанк следит за процессами, происходящими на теневом валютном рынке, при этом наш председатель Петр Прокопович обязал все структуры Нацбанка тесно сотрудничать с министерством внутренних дел. Нацбанк принимает экономические меры, МВД — силовые», — выразил «Дню» официальную точку зрения начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов.

Власти сами озабочены поиском «зелени» — импортеры заморозили поставки пестицидов из-за долгов: рубли есть, но минсельхозпрод не может их конвертировать. Стране не на что купить растительное масло — исчезает отличный местный майонез и дешевое мыло. А российские Газпром и нефтяные монополисты вытряхивают из правительства душу, требуя все те же доллары, которых почему-то все меньше, несмотря на внушительный рост ВВП: оборот биржевых торгов с долларом ежеквартально снижается на 10—

15 процентов.

«Установление контроля за обменным курсом — непродуктивная политика. Все больший объем валютных операций проводится за рубежом, валютные запасы уходят из республики. Другими словами, Беларусь предоставляет ссуду России», — сказал Дэвид Филлипс, представитель Всемирного банка в Беларуси. Вслед за постоянным представителем Международного валютного фонда он покидает Минск — советы западных финансистов здесь никому не нужны.

Большинство конвертационных сделок с наличными белорусскими рублями перешло на «черный рынок». Среднемесячный оборот «зеленых» в банковских обменниках упал до $10—15 миллионов со $150 миллионов в «нерегулируемые» времена, которые тоже иногда бывали.

Обменные пункты, где курс по рекомендации Нацбанка чуть выше официального, чаще всего пустуют. «Бойкие» места в центре оккупированы валютчиками, скупающими доллары как через кассу, так и с рук у случайных продавцов. На вещевых городских рынках, где запрещено хождение доллара под угрозой конфискации и штрафов, несмотря на обилие контролеров, продавцы ухитряются вести свой бизнес за американскую валюту.

Усиление контроля со стороны государства повысило на теневом рынке вознаграждение за риск — наличный доллар в очередной раз перепрыгнул «зайчика».

«Государство своей финансовой политикой породило дефицит валюты. Так как оно само не сумело распорядиться этим дефицитом, им распорядятся другие — теневая экономика действует по законам рынка», — заметил один из банковских аналитиков.

Минск

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать