Трагедия MH-17: два года безнаказанности...
«Прямая ответственность за сбитый малазийский «Боинг» лежит на тех, кто принимал ключевые решения, — это верховный главнокомандующий ВС РФ», — народный депутат
В воскресенье, 17 июля, исполняется два года со дня трагедии Боинга Малазийских авиалиний MH-17 над Торезом. Тогда российские СМИ, которые до того широко употребляли относительно оккупированной территории термины «ЛНР» и «ДНР», резко заговорили о «катастрофе самолета над Украиной». Первые сообщения о MH-17 напоминали гром, и было заметно, что РФ, включая шаблонные формулы пропаганды, на самом деле не знала, как точно реагировать на это событие.
В тот критический момент на фронте, когда пророссийские бандиты явно уступали украинской армии, теряя территории, Путину нужен был casusbelli. Но так получилось, что именно в то время над этой же территорией на соответствующей высоте пролетал Малазийский авиалайнер с 283 пассажирами и 15 членами экипажа, который и попал под огонь российского «БУКа», завезенного из РФ через Луганск. Переговоры бандитов и российских военных, фото и видео самого «БУКа» с его передвижением и «отработанным» боекомплектом, детальные спутниковые и другие снимки, карты, показания и тому подобное выложены как в официальных документах, так и в сети Интернет. Все эти данные сводятся к одному — РФ, которая оккупировала часть Донбасса, сбила MH-17.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
В то же время не связанные формальностями волонтерские исследователи и блогеры с известного Bellingcat регулярно получают доказательства причастности РФ к гибели малазийского «Боинга». Недавно основатель Bellingcat Эллиот Хиггинс заявил украинским СМИ, что неудачные попытки РФ обмануть весь мир указывают на ее вину в гибели самолета МН-17.
В 2014 году 7 августа была организована следственная группа Joint Investigation Team, в которую вошли Нидерланды, Бельгия, Австралия, Украина, Малайзия и Eurojust с целью расследования трагедии. Еще летом 2014-го пророссийские бандиты создавали всевозможные препятствия для получения останков самолета и погибших. Очевидным было то, что российские специалисты ломали головы над тем, что можно показать миру, а что — нет. С самого начала к украинской стороне была одна претензия: почему не были запрещены полеты над территорией проведения АТО? Скорее всего, вряд ли кому-то пришло бы в голову, что над Донбассом будут летать в небо ракеты до 10 тысяч метров.
Важным аспектом этой трагедии является то, что весь мир имел возможность почувствовать последствия российской агрессии. 298 невинно загубленных душ легли на алтарь понимания того, что хочет мир или нет, а клыки войны рано или поздно коснутся всех. Пока что Украина, сдерживая Кремль, положила 10 тысяч убитых и замученных украинцев. Палач и агрессор — Российская Федерация — должен быть наказан, и мир не имеет права отвернуться от этого. Для привлечения к уголовной ответственности виновных в гибели самолета MH-17 рядом стран было предложено создать международный трибунал ООН. Но (что еще раз доказывает, на ком «шапка горит») при голосовании за этот проект в июле 2015 года РФ заблокировала принятие данного решения. Последний момент доказывает, что назревшая изоляция РФ — это не прихоть, а экстренная необходимость, в которой нуждается мир для укрощения агрессора.
КИЕВ. ИЮЛЬ 2014 г. / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«БУК» ДОЛЖЕН БЫЛ СОЗДАТЬ ПРЕДПОСЫЛКУ ДЛЯ ПОЛНОМАСШТАБНОГО ВТОРЖЕНИЯ РФ В УКРАИНУ»
Валентин НАЛИВАЙЧЕНКО, экс-председатель СБУ:
— Российский военный экипаж «Бук-М1» имел задачу создать сasusbelli — повод для полномасштабного вторжения российских войск в Украину. Целью террористов был российский пассажирский самолет, уничтожение которого должно было спровоцировать в России общественное возмущение и всплеск ненависти к Украине. Эскалация агрессии готовилась российским руководством на середину июля. Сегодня можем говорить, что пассажиры российского рейса чудом избежали страшной судьбы, которую для них готовили военные руководители их же страны. В отличие от 298 пассажиров и членов экипажа малазийского самолета, ставших жертвами террористического акта в нашем небе.
Расследование теракта должна провести и завершить Украина. Мы должны организовать и провести суд. Гиркину и его соратникам должно быть объявлено подозрение украинскими следователями. Суд в Украине должен взять в работу все материалы, наработанные международной группой по расследованию теракта. В первую очередь Украиной, Нидерландами, Малайзией. Украина должна инициировать открытое судебное заседание по этому делу, широко привлечь международных следователей и прокуроров, свидетелей родственников жертв террористического акта. Такой подход даст возможность в украинском суде при международной поддержке доказать и вину непосредственных исполнителей — военных РФ и их соратников — Гиркина и его банды, а также руководства РФ. Следует понимать, что это обязательство государства в рамках Европейской конвенции о борьбе с терроризмом (ETS N 90).
Расследование МН-17 — это наше, украинское дело чести, которое нельзя спустить на тормоза.
«ОЖИДАЕТСЯ, ЧТО РАССЛЕДОВАНИЕ СБИТОГО МН-17 БУДЕТ ЗАВЕРШЕНО ОСЕНЬЮ»
Александр ГОРИН, Посол Украины в Нидерландах, Амстердам:
— Расследование сбитого МН-17 продвигается, его результаты не разглашаются. Узнать о том, что происходит, практически невозможно. И это касается не только нас, а любого государственного служащего или другого человека, который бы хотел что-то узнать. Подход очень простой: пока не будет закончено следствие, не будет огласки того, что происходит. Голландцы, которые возглавляют Международную совместную следственную группу, в состав которой входят также представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Украины, считают, что необходимо все документировать, а когда все будет задокументировано, будет выход к какой-то судебной инстанции, которая будет до этого времени специально создана.
Какую форму может обрести эта инстанция, пока еще неизвестно. Отдельные политики не отбрасывают возможности создания международного трибунала даже в ООН. Но, на мой взгляд, такое будет очень сложно сделать. Чем больше данных сейчас обнародуется разными общественными организациями типа Bellingcat, тем становится понятнее, чем все это должно завершиться. Поэтому я не думаю, что Россия пойдет на создание для себя трибунала.
Другое предложение — создать международный трибунал на основе международного договора. Такой трибунал могут создать три страны. Но, разумеется, его легитимность сразу будет поставлена под вопрос Россией.
Существует вариант создания одной из стран национальной юрисдикции, которая будет вести процесс относительно обвиняемого лица или группы лиц, которых общая следственная группа обвинит в совершении этого преступления.
Сейчас нет конкретной даты, когда будет завершено расследование катастрофы МН-17, но ожидается, что это произойдет осенью.
И нам не нужно говорить о конкретной дате, а о том, что голландцы пытаются задокументировать все настолько, чтобы при передаче в суд ни у кого не возникало сомнения в серьезности обвинения.
«УКРАИНА РАССЧИТЫВАЕТ НЕ ТОЛЬКО НА ИНДИВИДУАЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В СБИВАНИИ САМОЛЕТА, НО И ТАКЖЕ СТРАН...»
Анна ГОПКО, председатель комитета Верховной Рады по иностранным делам:
— Окончательное решение по поводу модели привлечения к ответственности будет приниматься во время заседания Генассамблеи ООН в сентябре, куда приедут представители Международной расследовательской группы. Украина рассчитывает не только на индивидуальное наказание лиц, принимавших участие в сбивании самолета, но и также стран, учитывая международную конвенцию относительно финансирования терроризма. В ближайшие дни в Брюсселе также должно быть заседание по обсуждению этих вопросов.
Нужно, чтобы все материалы дела были переданы в национальную юрисдикцию Нидерландов, чтобы их начали вести там, кроме общего уровня ООН, и там выносили приговор суда. Прошло два года, украинцы, голландцы и малазийцы должны быть заинтересованы в том, чтобы назвать виновников.
Все это может быть один из аргументов для продолжения санкций против РФ. Нам нужно думать, что будет через шесть месяцев, когда санкции завершатся, когда в США будет новый президент. Это расследование является доказательством, почему нужно дожимать Россию, чтобы она убрала своих террористов из Донбасса. К тому же, это расследование может навести на след к другим террористическим актам, которые осуществлялись то ли в Стамбуле, то ли во Франции, и когда-то можно будет сделать вывод, что связи ведут в Россию.
«РАДА БЛОКИРУЕТ ПРИЗНАНИЕ ФАКТА ОККУПАЦИИ ДОНБАССА, А ДЕЛО ПО МН-17 КАК РАЗ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕСОМОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭТОГО»
Дмитрий ТИМЧУК, народный депутат, координатор группы «Iнформаційний спротив»:
— Прямая ответственность за сбитый малазийский «Боинг» лежит на тех, кто принимал ключевые решения, — это верховный главнокомандующий ВС РФ. Но Верховная Рада фактически блокирует признание на законодательном уровне факта оккупации Донбасса. Мы, признав Россию агрессором, должны апеллировать к международному сообществу. И как раз дело по МН-17 является весомой составляющей этого. Отсюда возникнет вопрос участия россиян в миссиях ОБСЕ, где они играют роль «независимых наблюдателей», а фактически представляют агрессора на Донбассе. Во-вторых, это исключит их влияние в ОБСЕ хотя бы в вопросах Украины. В-третьих, возникает вопрос переформатирования Совбеза ООН, поскольку это исторический прецедент, когда страна-член Совбеза, подписант Будапештского меморандума совершает вооруженное нападение на государство, которому она давала гарантии.
Много спекуляций и фейковых доказательств российской пропаганды по поводу гибели «Боинга» понемногу притупили остроту проблемы. Сегодня Европа не спешит защищать Украину, хотя есть силы и политики, которые поддерживают наше государство. Когда же будет конкретное судебное решение по делу МН-17, касающемуся европейцев, они по-другому посмотрят на поведение России. Вообще в 2014 году после сбивания самолета россиянами на Донбассе европейцы поняли, что это не «виртуальная война», в которой погибает неизвестно кто и где, а что агрессия России касается их непосредственно.
Возникает проблема, которая выходит далеко за рамки «Боинга» и касается в первую очередь Украины. Все группы — как «Информнапалм», Вellingcat и другие, которые занимаются разведкой из открытых источников (OSINT), имеют очень много информации, в первую очередь относительно преступлений российских кадровых военных на Донбассе. К сожалению, эти данные не используются в уголовных расследованиях. Перед нами стоит задача простимулировать украинских правоохранителей открыть по этим фактам уголовные дела, довести до суда и создать прецедент судебного решения по ним. Если бы это произошло в Украине, это был бы прецедент и для европейцев, потому нам нужно было бы ускориться.
Выпуск газеты №:
№123-124, (2016)Section
День Планеты