Перейти к основному содержанию

Три принципа литовского председательства в Совете ЕС

Пятрас ВАЙТЕКУНАС: «Европейский успех Украины открывает возможности для успеха России и других стран бывшего СССР»
02 июля, 10:41
Фото: EPA

Литва первой из Балтийских стран, вступивших ЕС и НАТО в 2004 году, вчера начала председательство в Совете Европейского Союза. Какие сложности возникают в этой стране в связи с полугодичным председательствованием? Какие задачи на этот период ставит перед собой Вильнюс, где в ноябре состоится саммит Восточного партнерства, и где, как ожидается, будет подписано Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной? Как Литве удалось избавиться тоталитарного прошлого и решить сложный языковый вопрос? Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Литвы в Украине Пятраса ВАЙТЕКУНАСА.

«...НАДЕЖНАЯ, РАСТУЩАЯ И ОТКРЫТАЯ ЕВРОПА»

— Мы понимаем, что на нас, как первой из Балтийских стран, начавших председательствование в Совете ЕС, лежит большая ответственность. Что касается сложностей, то они связаны с отсутствием опыта в таких делах и тем, что Литва является региональной силой, а Европейский Союз решает глобальные задачи. Нам нужно будет в этом разобраться и для принятия решений консолидировать политическую волю уже 28 стран. Конечно, определенные сложности возникают из-за экономической, а также финансовой ситуации в самом ЕС. Думаю, преодоление этих проблем потребует решительных мер. Нас также ждут сложные вопросы с утверждением финансирования большого числа — где-то около 70 — различных программ бюджета ЕС.

Господин Посол, чем председательствование Литвы будет отличаться или иметь какие-то особенности по сравнению с другими странами?

— Отличительной чертой нашего председательствования является второй саммит «Восточного партнерства», который будет происходить как раз в Вильнюсе в ноябре. Затраты на его проведение составят 62 млн евро. К примеру, председательствование Чехии обошлось этой стране в 120 млн евро.

А какие главные приоритеты или главные задачи вы ставите на период председательства?

— Мы построили нашу стратегию на трех приоритетах или, иными словами, опорах: надежная Европа, растущая Европа и открытая Европа. Что касается первого столпа, мы хотим восстановить доверие к экономике Европейского Союза, укрепить финансовую стабильность, развивать Банковский союз, достигать сбалансированных бюджетов, а также решить проблемы долгов и инфляции.

В стратегию «растущей Европы» мы вкладываем смысл углубления общего рынка. В рамках Повестки-2020, начиная с этого года, странам ЕС подготовлены специфические рекомендации для реформ в их финансовых и экономических системах. Мы намерены следовать этим рекомендациям и добиваться их осуществления. Будем создавать внутренний энергетический рынок. До конца 2015 года планируем достичь того, чтобы ни одна стана ЕС не была изолированным энергетическим островом. Для этого будем развивать энергетическую и транспортную инфраструктуру. Кроме того, будем принимать специальные меры для уменьшения безработицы среди молодежи.

В рамках третьего столпа «открытая Европа» мы хотим показать, что проверенный временем проект Европейского Союза, основывающийся на европейских ценностях, является глобальным и успешным, что это — стабильное и безопасное объединение государств, к сотрудничеству с которым целесообразно привлекать и наших восточных соседей. Конкурирующий проект — Евразийский союз — на мой взгляд, это опасное балансирование интересов и сил, которое не может быть стабильным и мирным. Это показал мировой, а также европейский опыт. Открытая Европа означает для нас более глубокую интеграцию Евросоюза и ее восточных партнеров, а также усилия, направленные на создание зон свободной торговли с США, Японией, Канадой, Грузией, Молдовой и другими странами.

Конечно, мы не оставим в стороне и такой важный вопрос, как упрощение визового режима с нашими восточными соседями.

«...МЫ, ЛИТОВЦЫ И УКРАИНЦЫ, ВЕКАМИ ЗДЕСЬ СОЗДАВАЛИ ЕВРОПЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Какие планы у вашей страны по введению евро? Эстония уже ввела евро, а со следующего года эту валюту собирается вводить Латвия?

— Я вижу очень большие плюсы от того, что мы введем евро в 2015 году. Евро для Литвы, как и для других стран, уже имеющих эту валюту, означает и более глубокую интеграцию, и большую финансовую стабильность.

Чем Литва с учетом ее опыта присоединения к ЕС может содействовать процессу евроинтеграции Украины?

— Мы делимся нашим интеграционным опытом или, иными словами, можем показать вам книгу не только наших успехов, но и наших ошибок, чтобы вы их не повторяли. Готовы познакомить вас с теми ресурсами и решениями, которые понадобились для достижения стандартов, принятых в Евросоюзе. Наши эксперты могут работать в ваших министерствах и регионах. Но я хочу упомянуть и более глубокие вещи, в понимании которых мы можем быть вам интересны и полезны. Я говорю об осознании общих для Литвы и Украины исторических европейских корней: ведь Литва и Украина на протяжении 200 лет — в ХIV-XVI вв. жили в общем государстве, и мы, литовцы и украинцы, столетиями здесь создавали европейский образ жизни. Литва уделяет этому вопросу и внимание, и ресурсы. Мы содействуем выпуску книг, связанных с нашей общей историей. Могу назвать несколько примеров таких книг, появившихся в киевском издательстве «Балтія Друк»: «Україна: Литовська доба 1320—1569», «Хотинська битва 1621. Битва за Центральну Європу», «Князі Радзивіли». В этом году готовится к выпуску книга о гетмане Великого Княжества Литовского князе Острожском.

«ВИЛЬНЮС, КАК И БРЮССЕЛЬ, НЕ ВИДИТ АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОДПИСАНИЮ СОГЛАШЕНИЯ ОБ АССОЦИАЦИИ...»

Какова позиция Литвы в данный момент относительно подписания Соглашения об ассоциации?

— Не возникает сомнений, что Украина — европейская страна. ЕС сформулировал те критерии, которым должна соответствовать Украина при подписании Договора об ассоциации. Если кратко, то нужны усилия Украины в реформе законодательства, в том числе реформа прокуратуры, реформа законов в сфере выборов, а также решение проблем избирательного правосудия. Хочу подчеркнуть, что Вильнюс, как и Брюссель, не видит альтернативы подписанию Соглашения об ассоциации, и у нас нет плана «Б».

Что, по вашему мнению, должны сделать страны ЕС, чтобы саммит в Вильнюсе был успешным — иными словами, чтобы было подписано соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной?

— Мы работаем, чтобы в ЕС крепло понимание важности программы «Восточного партнерства» и роли Украины в судьбе региона. Ведь данная Программа — это почти все, что сегодня осталось в руках Европы после двух десятилетий не оправдавшихся надежд быстро интегрировать Восточную Европу, за исключением Балтийских стран, в западную цивилизацию. Я бы желал более глубокого сотрудничества с Украиной, которое открывает Ассоциация. На мой взгляд, европейский успех Украины откроет новые возможности и стимулы для успеха России и других стран бывшего СССР.

Не должны ли в странах ЕС быть более гибкими по отношению Украины в своих требованиях? Например, реформа прокуратуры требует изменения конституции, что непросто сделать за оставшееся до Вильнюса время. И что касается избирательного правосудия, то здесь ЕС делает акцент на освобождении Тимошенко, похоже, не желая понять сложность этого дела. Присутствует ли в ЕС глубокое понимание ситуации?

— Проблема бывшего премьера Украины госпожи Юлии Тимошенко, на самом деле, сильно влияет на отношения Украины и Евросоюза. Но это только часть всей проблемы, которую мы называем «избирательное правосудие». Я бы поставил вопрос по-другому: почему вся огромная система правосудия не может решить частный вопрос, успешное решение которого определяет жизнь государства и десятков миллионов людей на долгое будущее? Но так сложилось, что в некоторых странах Евросоюза вопрос, связанный с Тимошенко, становится знаковым, как лакмусовая бумага о готовности Украины соответствовать критериям Ассоциации.

И в чем, по вашему мнению, должно состоять это решение: освобождение из тюрьмы или обеспечение лечения в Германии?

— Министр иностранных дел Германии, находясь с визитом в Украине, напомнил, что предложение Берлина остается в силе — Германия готова принять госпожу Тимошенко на лечение. Гуманизм в отношении к болеющей женщине не помешал бы.

А есть ли в ЕС понимание важности подписания Соглашения в Вильнюсе, даже если до саммита Тимошенко не будет освобождена?

— Мы предлагаем не гадать на кофейной гуще, а просто сосредоточить усилия с обеих сторон и решить оставшиеся проблемы.

«МОЖНО ГЕОГРАФИЧЕСКИ БЫТЬ В ЕВРОПЕ И НЕ ПРИНАДЛЕЖАТЬ к ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ...»

Многие эксперты говорят о двойных стандартах ЕС, который в отношениях с Украиной и Турцией проводит политику, в основе которой якобы лежат ценности, а в отношении с Россией исходит из интересов. Или эксперты ошибаются?

— Украина с Турцией желают стать членами семьи, клуба стран Европы, а Россия не ставит своей целью стать членом Евросоюза. Так что в отношении этих стран применяются не двойные стандарты, а просто разный уровень тех же самых стандартов. Приведу пример из повседневной жизни. Ведь вы в общении с членами своей семьи применяете другой подход, чем с соседскими?

Это так. Но буквально недавно  один высокопоставленный чиновник украинского правительства в разговоре «не под запись» сказал, что ЕС используют европейские ценности «как дышло» и что это, мол, абстрактное понятие, которое по-разному используется в разных европейских странах. Что вы скажете на это?

— Думаю, что этот ваш вопрос, наверное, самый глубокий. И суть его: что такое Европа и где она заканчивается. Первая мысль — ответ лежит в географии. Но Европа — это не география и даже не хорошая зарплата и обеспеченная жизнь. Европа — это, прежде всего, ценности. К сожалению, в нашем регионе ценности европейской цивилизации (права человека, демократия, верховенство закона, рыночная экономика и т. д.) порой воспринимаются как пустая болтовня. А на самом деле — это основа устройства каждого европейского государства и межгосударственных отношений. Ценностная основа Европы, до конца осознанная и осуществленная только после двух мировых войн, сделала кровавые конфликты в Европе невозможными. Сегодня никто даже представить не может войну между Британией и Францией, Францией и Германией, Германией и Польшей, Польшей и Литвой. Здесь вы можете спросить: а Косово, а война в бывшей Югославии, что это, разве не Европа? Но это только иллюстрирует мой тезис, что можно географически быть в Европе и не принадлежать европейской цивилизации: «процветающая» Югославия по своей сути была варварской страной конца ХХ века. Я желаю, чтобы волна ценностей европейской цивилизации, волна примирения продолжила свой путь дальше на Восток, тем самым гарантируя процветание и стабильность.

Литва достаточно быстро преодолела свое советское прошлое. Как ей это удалось?

— Мы сами себе ответили на простые, но важные вопросы: кто мы такие, откуда мы пришли, куда идем, что с нами случилось. И ответили, что мы — европейцы, что мы возвращаемся туда, откуда были вырваны силой. Мы возвращаемся в Европу, то есть возвращаем европейский образ жизни в Литву после двух оккупаций ХХ века — большевистской и фашистской. Но для меня остается загадкой, почему такой смелый и отважный украинский народ уже два десятилетия не находит достаточной храбрости убрать памятники советским идолам из большей половины своей территории. Разве они символизируют историю Украины? На мой взгляд, эти памятники — символы социально-политической болезни, имя которой — большевизм и сталинизм. Как и нацизм, фашизм был болезнью, поразившей целые страны Европы.

«Я ВЕРЮ, ЧТО ЛИТОВЦЫ И УКРАИНЦЫ БУДУТ ЖИТЬ В ЕДИНОЙ ЕВРОПЕ»

Довольно часто в России раздается критика Балтийских стран по языковому вопросу. Какова реальная ситуация в Литве в языковой сфере?

— Главное, что я бы выделил, — в Литве можно получить полное образование на русском и польском языках от детского садика через среднюю школу до университета включительно. Мы считаем важным, чтобы человек, будучи гражданином Литвы, но имеющий русские, украинские, польские или другие корни, гордился этим и говорил: «Мать мне пела на моем языке колыбельную и рассказывала сказки на моем языке. И образование я получил на своем языке. Но я патриот Литвы». Что касается цифр, то у нас только в Вильнюсе есть 13 русских школ. А в Литве из 1800 общеобразовательных школ есть 43 школы c полным обучением на польском языке, 10 — русско-польских школ, 10 — русско-польско-литовских школ, 1 белорусская школа, 1 — французская школа, 1 — польский университет.

Господин Посол, вы здесь уже долгое время, наверное, можете назвать несколько причин, за которые можно полюбить Украину?

— Первая — и для меня самая главная причина полюбить Украину — это ваши удивительные люди, очень сердечные, искренние и трудолюбивые. Меня удивляет мощь Украины: мощь духа украинского народа и мощь самой земли. Я очень горд тем, что Литва и литовцы имеют общую двухсотлетнюю историю с Украиной. Это меня вдохновляет. Я верю, что литовцы и украинцы будут жить в единой Европе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать