Туман беспорядка
Или О трудностях, перед которым предстал мир после 2014 годаКаких возникающих в мире угроз сейчас не хватает? После действительно ужасного года для международного мира и безопасности этот вопрос будет еще более важным для руководителей, аналитиков и СМИ, которые собрались на этой неделе на 51-й Мюнхенской конференции по безопасности (MSC).
Год назад война в Сирии и кризис в Украине были предметом обеспокоенности международного сообщества. Но многие из участников прошлогодней MSC, скорее всего, сейчас признают, что они недооценили истинную серьезность этих событий – не говоря уже о том, что может произойти дальше.
Всего несколько месяцев спустя стремительный рост и регионализация обоих кризисов, а также развитие других событий вынудили многих наблюдателей заявить, что 2014 год ознаменовал начало менее мирной и более хаотической эпохи в международных отношениях.
Многочисленные слабые места и эрозийные точки в существующих коллективных структурах безопасности были выявлены в течение прошлого года. Такие термины, как «великие разгадки», придуманные журналистом Роджером Коэном осенью 2014 года, широко резонируют, потому что они охватывают нынешнее чувство беспомощности, отсутствие контроля и неспособность предвидеть или понять, какой именно кризис может наступить следующим. Как недавно высказался Хавьер Солана: «мы живем в иллюзии. В течение многих лет мир полагал, что переход от однополярного к многополярному порядку будет мирным, аккуратным, устойчивым [...]. Как мы ошибались».
Эта иллюзия счастливо сосуществовала с отсутствием воображения. Хотя может показаться элегантным различать «правильную» и «неправильную» стороны истории либо критиковать использование методов XIX века в веке XXI, такие аргументы составляют чуть больше, чем риторические приемы. В лучшем случае, они не причиняют вреда; в худшем случае, они скрывают сложности сегодняшнего пейзажа безопасности, которые должны быть поняты и решены.
Итак, война вернулась в Европу. Основные принципы общеевропейской безопасности являются частью обломков и поэтому могут быть прогрессом в отношениях между Россией и Западом, достигнутых после окончания холодной войны. Кроме того, арабский мир, более жестокий и нестабильный, чем это было в течение многих десятилетий, вероятно, будет разваливаться дальше, в то время как радикальные джихадистские группы, находящиеся под напряжением и конкурирующие друг с другом, снова все чаще направляют свой гнев в сторону Запада. И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, несмотря на то, что удалось избежать крупных инцидентов, стабильность остается неустойчивой.
К сожалению, трещины, открывшиеся за последние несколько месяцев, скорее всего, только расширятся, и политический конфликт и конкуренция между ведущими мировыми державами усилятся. В самом деле, в последующие десять лет 2014 год, вероятно, будет рассматриваться в качестве прелюдии. Но к чему? Даже сейчас, когда международный порядок и региональные соглашения все чаще испытываются на прочность, неясно, кто сможет или даже готов поддержать мир и стабильность.
Опасения, что Соединенные Штаты отказываются от своей роли мирового лидерства, конечно, преувеличенны. Но, по меньшей мере, внимание президента США Барака Обамы по вопросу «национально-государственного строительства дома» создало восприятие отступления, которое волнует многих союзников.
В Европе тем временем многие страны все еще пытаются преодолеть последствия финансового и экономического кризиса 2008 года, а также паралич внутренней политики и рост евроскептицизма. Глобальная роль Европы со всем ее потенциалом не будет изложена должным образом в ближайшее время.
В течение прошлого года Германия обсуждала, должна ли она взять на себя более активную международную роль, но немецкая публика постепенно привыкает к новым ожиданиям. Хотя некоторые исследования показывают, что культура сдержанности Германии не так укоренилась, как считают многие. Новый опрос, проведенный для отчета по безопасности в Мюнхене, показывает, что только 34% немцев считают, что их страна должна принимать более активное участие в международных кризисах. Значительное большинство немцев по-прежнему скептически относится к тому, чтобы занять более активную мировую позицию, говоря, что любая попытка возложить на себя ведущую роль международного лидера на деле оказывается тяжким испытанием.
Конечно, не все срывы порядка можно отнести к внутренней политике, экономическим соображениям или изменению отношения великих держав. Количество релевантных субъектов и потенциальных спойлеров на мировой арене резко возросло, ослабив тем самым способности правительств решать проблемы самостоятельно или в сотрудничестве друг с другом.
Однако разрушение порядков является причиной и результатом возрастающего сопротивления их традиционных и потенциальных попечителей. Если лидеры прекратят действовать так, как они привыкли, или не сделают столько, сколько может гарантировать ситуация, другие субъекты начнут испытывать пределы.
Так как порядки рушатся и становится все труднее поддерживать и управлять, традиционные и потенциальные лидеры все чаще считают проблему слишком большой либо же слишком полагаются на быстрые решения и временные меры, еще более усиливая непредсказуемость и нестабильность. Именно это оказалось перекрестком испытаний и тревоги относительно того, что установившийся сегодня порочный круг геополитической нестабильности был запущен.
На этом фоне нет никаких оснований полагать, что прогнозирование серьезных кризисов, не говоря уже об их содержании, станет легче. Рост глобальных трудностей усугубляет проблему. Перегруженные избытком информации правительства и ключевые международные учреждения оставляют без внимания или недооценивает сигналы в самом разгаре. И лидерам становится все сложнее сосредоточиться на нескольких критических пунктах, которые, скорее всего, повысили бы качество принимаемых ими решений.
Многие старые предположения умерли в 2014 году. На MSC в этом году мир будет иметь возможность обдумать, что должно их заменить.
Проект Синдикат для «Дня»
Вольфганг ИШИНГЕР, немецкий дипломат, председатель Мюнхенской международной конференции по безопасности
Адриан ОРОЗ, старший советник по вопросам политики и анализа на конференции по безопасности в Мюнхене
Автор
Вольфганг ИшингерSection
День Планеты