Турецкий гамбит
Александр МИЩЕНКО: Успех Анкары — результат объединенного труда всех ветвей власти
Еще совсем недавно Турция переживала финансовый кризис. А теперь эта страна переживает рост, имеет стабильную валюту и стала привлекательной для инвесторов, а также едва ли не самой привлекательной в мире страной — транзитером энергоресурсов и хабом. В чем секрет успешности этой страны? Как власти удалось за короткое время добиться успеха? Не станет ли Турция конкурентом Украины в качестве страны-транзитера энергоресурсов? Чем может быть поучительным опыт Анкары на пути интеграции в ЕС для нашей страны, которая фактически стоит в самом начале дороги в евросообщество? Как в Турции относится население к членству в НАТО, меняется ли это отношение в связи с войной в Ираке? Об этом — «Дню» в интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Турецкой Республике Александра МИЩЕНКО.
«ТУРЦИЯ ПРИНИМАЕТ АКТИВНЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕВРАЩЕНИЮ ЕЕ В СВОЕОБРАЗНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МОСТ ДЛЯ СТРАН ЕС»
— Анализ современной политико-экономической ситуации в Турции дает основания утверждать, что главным достижением правительства Р.Т. Эрдогана с момента прихода его партии к власти в 2002 году стало не только преодоление финансового кризиса 2001 года, но и обеспечение стабильного роста экономики страны, которая сегодня по показателям ВНП входит в первую двадцатку стран с самой мощной экономикой в мире ($399,67 млрд.). Средний уровень экономического роста ТР в период с 2000 по 2006 годы составил 8%, а прирост ВНП в 2006 году составил около 6%, т.е. существенно превысил средний уровень роста в этот период мировой экономики.
Важным является то, что отдельные макроэкономические параметры в недалекой перспективе будут отвечать Маастрихтским критериям. Стремительно развиваются базовые отрасли промышленности, прежде всего энергетический сектор. В течение следующих нескольких лет правительством страны для достижения собственных амбициозных целей только в энергетической отрасли запланировано обеспечить выделение средств в размере около $130 млрд. Обнародована информация по перспективам развития сектора атомной энергетики и строительства в течение 2007— 2012 гг. пяти атомных электростанций. Турция принимает активные меры по превращению ее в своеобразный энергетический мост для стран Европейского Союза: в течение ближайшего будущего из каспийских источников будет транспортироваться до 84 млрд. м 3 газа в год (в основном в страны Южной Европы).
Сейчас социально-экономическую ситуацию в Турции можно охарактеризовать как позитивную и определяющуюся закреплением тенденций, начатых в течение предыдущих лет: рост ВНП, существенное увеличение объемов привлечения иностранных инвестиций и экспорта товаров, стабилизация цен и курса национальной валюты и тому подобное. Частично это обуславливается успехами, достигнутыми в развитии собственной экономики в течение последних трех лет. Новая программа экономического развития Турции на 2005—2007 годы, которая была опубликована в конце 2004 г., предусматривает обеспечение ежегодного экономического роста на 5%. Основным механизмом прироста ВНП предусмотрены дальнейшее увеличение объемов экспорта и рост инвестиций в экономику страны. В этот период планируется создать 1,65 млн. новых рабочих мест, а уровень инфляции сократить до 4%. Планируется, что результатом продолжения сотрудничества ТР с МВФ и активизации евроинтеграционных процессов будет дальнейшее увеличение иностранных инвестиций в экономику ТР. Планируется также постепенное уменьшение дефицита платежного баланса и суммарного государственного долга до 68,3% от ВНП (в 2004 г. этот показатель составил 78,4%). Ожидается, что в 2007 году объем турецкого экспорта возрастет до $94 млрд. Экономическая стабильность, которой удалось достичь правительству Турции, является следствием, в первую очередь, политической стабильности, поддержки со стороны МВФ и Мирового банка, а также проведенных экономических реформ.
Сегодня Турецкая Республика принимает активное участие в проектах по развитию региональной инфраструктуры транспортировки энергоносителей, реализации программы диверсификации источников энергоснабжения и увеличения транзитного потенциала страны. Следует привести несколько успешных примеров энергетической политики Турции: реализация проекта по строительству нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, эксплуатация которого начата в 2006 году, газопровода Баку — Тбилиси-Эрзурум, продолжение строительства турецко-греческого газопровода Бурса — Комотини, начало строительства Трансанатолийского нефтепровода, известного под названием «Самсун- Джейхан». Отдельного внимания заслуживает активная роль Турции в реализации проекта по строительству газопровода «Набукко», которым предусматривается осуществлять поставку природного газа из ближневосточных и каспийских месторождений в Европу.
КАК ДОСТИЧЬ КОНСОЛИДАЦИИ
— Не могли ли бы вы сказать, какой турецкий опыт в достижении внешнеполитических целей мог сослужить службу Украине?
— Успехи Турции на сегодняшний день стали возможными благодаря целеустремленному объединенному труду всех ветвей власти, позиция представителей которых может несколько не сходиться по тактическим соображениям, но в стратегических вопросах, в частности внешней политики, курс ТР является единым и направлен он в первую очередь на присоединение Турции к Европейскому Союзу. С октября 2005 года продолжаются переговоры с ЕС по вступлению в этот институт и можно отметить, что хотя этот переговорный процесс не является безоблачным, но он довольно успешный, прежде всего, для официальной Анкары, которая благодаря имплементации базовых требований по членству в ЕС стремительно укрепляет свою экономическую систему, систему науки и технологий, образования и тому подобное, что, бесспорно, положительно отражается на судьбе каждого гражданина Турции.
По моему мнению, именно опыт этой консолидации на главных целях развития страны является самым успешным приобретением Турции за последнее десятилетие.
— Не становится ли, по вашему мнению, Турция, через территорию которой строится все больше трубопроводов, конкурентом Украины как страна- транзитер энергоресурсов?
— Учитывая сходство энергетических сфер Украины и Турции, которые, в первую очередь, являются странами-импортерами энергоресурсов, транзитную роль стран и ряд других факторов, Турция с точки зрения энергетической сферы является для Украины равноправным партнером.
В данном контексте следует в частности отметить проект «Набукко». Как известно, Украина заинтересована в реализации этого проекта, который мы считаем реальными путем диверсификации поставки природного газа. Турецкая же сторона неоднократно подтверждала готовность оказать политическую поддержку Украине в контексте ее привлечения к реализации проекта «Набукко».
Кроме этого, существуют перспективы сотрудничества в энергетической сфере и в двусторонней плоскости, в частности относительно возможности совместного исследования и использования энергоресурсов Черного моря. Другим направлением сотрудничества является возможность участия украинских компаний в строительстве газохранилищ, компрессорных, газоперекачивающих станций в Турции и тому подобное. Переговоры по этому поводу в данное время продолжаются как на уровне государственных институтов, так и на уровне частных компаний обеих стран.
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЧЭС ДОЛЖНА БЫТЬ БОЛЕЕ ПРАГМАТИЧНОЙ»
— Как Анкара восприняла украинские инициативы, выдвинутые на саммите ОЧЭС Президентом Виктором Ющенко?
В данное время, как известно, Турция председательствует в ОЧЭС. В октябре во время заседания Совета министров ОЧЭС, которое состоится в Турции, председательство перейдет к Украине. Можно с уверенностью сказать, что организация состоялась. Растет ее авторитет. Необходимо констатировать интерес международного сообщества к ОЧЭС как важного регионального фактора. Сейчас идет активный процесс расширения наблюдателей в организации. Важно, что во время 15-го Юбилейного саммита ОЧЭС, который состоялся в Стамбуле 25 июня этого года, Европейская комиссия приобрела статус наблюдателя. Ведутся интенсивные переговоры по реализации совместных проектов между ОЧЭС и ЕС.
Однако в данное время все осознают, что деятельность ОЧЭС должна быть более прагматичной и сконцентрирована главным образом на реализации конкретных проектов, которые были бы полезны для стран Черноморского региона. Эта задача была сформулирована во время начала турецкого председательства в ОЧЭС и именно к этому аспекту было привлечено внимание Президента Украины. Таким образом, политика Турции и Украины в рамках ОЧЭС является взаимодополняющей и сконцентрированной на увеличении практической составляющей в работе этой международной организации.
«... ОБЕ СТРАНЫ ИМЕЮТ НЕ ТОЛЬКО ОБЩУЮ ИСТОРИЮ, НО И ОБЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ»
— В общем, как вы оцениваете развитие двусторонних отношений между Украиной и Турцией? Есть ли какие-то факторы, которые мешают развитию отношений, экономическим контактам, развитию торговли?
— С момента установления в 1992 году дипломатических отношений отношения Украины и Турции в политической плоскости характеризуются как добрососедские, наполненные взаимным доверием и уважением. Это является абсолютно закономерным явлением, поскольку обе страны имеют не только общую историю, но и общие стратегические цели. Поэтому вполне естественной является взаимная поддержка и наших евроинтеграционных стремлений.
Кроме того, Украина и Турция неоднократно доказывали свою преданность идеалам утверждения мира и стабильности на Европейском континенте, особенно в Черноморском регионе. Интенсивный двусторонний диалог дал значительный толчок дальнейшему развитию сотрудничества во многих сферах, в том числе и военно-политической, и военно-технической.
Во время государственного визита в Турцию Президента Украины Виктора Ющенко (6— 8 июня 2005 года) было достигнуто согласие в отношении увеличения в среднесрочной перспективе двустороннего товарооборота до 10 млрд. дол. в год.
За 2006 год совместный товарооборот (товары и услуги) между Украиной и Турцией увеличился на 19,8 % и составил 3 млрд. 387 млн. долл., что почти на 560,756 млн. больше чем в 2005 году. При этом экспорт увеличился на 17,6% (373,202 млрд. долл.), а импорт — на 26,7% (187,595 млрд. долл. ). В 2006 году в торговле товарами с Турцией Украина имела самое большое позитивное сальдо среди всех внешнеторговых партнеров (оно составило 1 млрд. 609 млн. долл.). Турция заняла третье место среди основных потребителей украинских экспортных товаров.
Приведенные положительные тенденции в торговле с Турцией в течение последних лет нашли подтверждение и в текущем году. В частности, объем торговли товарами за 5 месяцев 2007 г. составил 1,719 млрд. долл., в т.ч. экспорт товаров составил 1,389 млрд. долл. (на 44,3% больше), а их импорт — 329 млн. 778 тыс. долл. (на 37,1% больше). Позитивное сальдо составило 1,0594 млрд. долл.
Рядом с приростом украинского экспорта в Турцию в течение последних лет прослеживается тенденция роста турецкого импорта в Украину, но в целом, в абсолютных показателях, это не имеет угрожающего характера.
Вместе с этим, анализ данных двусторонней торговли свидетельствует о необходимости ее совершенствования и существенной диверсификации поскольку в украинском экспорте в ТР преобладают товары с невысокой добавленной стоимостью, т.е. черные металлы (60% от общего объема экспорта украинских товаров в ТР), каменный уголь и кокс (7,4%), минеральные удобрения (6,2%), продукция органической и неорганической химии (6%), сельскохозяйственная и пищевая продукция, древесина и изделия из нее, полимерные материалы и пластмассы и тому подобное. В то же время продукция машино- и приборостроения, т.е. наукоемкая, составляет меньше 1% от общих объемов экспорта украинских товаров в ТР.
Именно поэтому в данное время и на ближайшую перспективу главные усилия украинской стороны прилагаются к активизации сотрудничества в сфере высоких технологий, науки и техники, военно-технического сотрудничества, в банковской и инвестиционной сферах, туризме, что даст возможность не только увеличить общие показатели товарооборота, но, главным образом, качественно изменить структуру торговли.
«ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫЙ ОПЫТ ТУРЦИИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДЛЯ НАС РЕАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС»
— Турция уже прошла немалый путь к ЕС и в конце 2005 года даже положила с Брюсселем начало официальным переговорам о присоединении к Евросоюзу. Может ли этот путь Анкары в плане интеграции в ЕС быть поучительным для нашей страны, которая фактически находится в самом начале пути к евросообществу?
Да, Турция значительно продвинулась в диалоге с ЕС по сравнению с Украиной. Однако нужно хорошо помнить, что ради этого Турция в течение последних 40 лет прошла непростой путь, в том числе и с точки зрения внутреннего восприятия идеи членства в Европейском Союзе.
Хотя история отношений Украины с ЕС началась не сегодня, но все же этого периода было недостаточно для того, чтобы имплементировать европейские стандарты в Украине, а именно это является главным в переговорном процессе с Брюсселем по членству той или иной страны в ЕС. Бесспорным является то, что Украина сейчас начала новый этап отношений с Евросоюзом, краеугольным камнем которого должен стать новый базовый договор. У нас нет иллюзий, что путь в ЕС будет простым, но мы уверены, что настойчивый труд непременно приведет к реализации наших евроинтеграционных стремлений на практике. Не преувеличу, если скажу, что Киев начал осуществлять шаги качественно нового уровня на евроинтеграционном направлении, поэтому соответствующий опыт Турции представляет для нас реальный интерес.
Стоит отметить, что между нашими странами сегодня нет политических проблем. Украина рассматривает Турцию в качестве друга и надежного партнера, внешнеполитические приоритеты которого похожи на украинские. Следовательно, сотрудничество Украины и Турции в процессе реализации курса на европейскую интеграцию будет взаимополезным.
«УКРАИНСКИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПОСТОЯННО УЧАТСЯ В ВОЕННЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ТУРЦИИ»
— Хотелось услышать от вас, как развивается военное сотрудничество между Украиной и Турцией. Что получает от такого сотрудничества украинская сторона?
— Двустороннее военное сотрудничество между нашими странами осуществляется на основе Плана двустороннего сотрудничества между Министерством обороны Украины и Генеральным штабом ВС Турции, который ежегодно разрабатывается оборонными ведомствами наших государств. При планировании мероприятий военного сотрудничества особое внимание уделяется развитию официальных и рабочих контактов между оборонными ведомствами двух стран, сотрудничеству в деле упрочения безопасности в Черноморском регионе.
Значительное внимание уделяется сотрудничеству между военно-морскими силами обеих стран, которое рассматривается как важный элемент развития отношений, направленных на поддержку мира и стабильности в регионе Черного моря, участия наших кораблей в операции BLACKSEAFOR, а также присоединению ВМС ВС Украины к операции ВМС ВС Турции «Черноморская гармония». Подписание «Протокола между Министерством обороны Украины и Генеральным штабом ВС Турции по организации информационного обмена в рамках операции «Черноморская гармония» состоялось в ходе официального визита премьер-министра Украины Виктора Януковича в Турцию 17 января 2007 года.
В рамках предыдущих договоренностей между МО Украины и ГШ ВС Турции украинские военнослужащие постоянно учатся в военных заведениях Турции, в частности, в трех академиях Турции (Сухопутных войск, Военно- морских и Военно-воздушных сил), языковых школах ВС, жандармской школе и разнообразных курсах. Сегодня представительство украинских офицеров на натовских курсах в городе Анкара в рамках программы «Партнерство во имя мира» является одним из высших среди стран- участниц.
— Какие конкретные результаты в развитии двусторонних отношений вы ожидаете до конца текущего года?
— Отвечая на этот вопрос, хотел бы обратить внимание на то, что украинская сторона обеспечивает позитивную динамику развития двустороннего диалога из всего спектра вопросов как на высшем, так и на экспертном уровне. До конца текущего года мы будем осуществлять наполнение двустороннего сотрудничества прагматическим содержанием. Теперь фокусируем усилия на подготовке к участию в 76-й Международной Измирской ярмарке (31 августа — 9 сентября, Измир), на которой Украина удостоена чести получить статус Почетного гостя. На очереди проведение Второго заседания украинско-турецкой комиссии по вопросам сотрудничества в сфере оборонной промышленности (10— 13 сентября, Анкара), IV заседания украинско-турецкого Общего комитета по вопросам научно- технического сотрудничества и II заседания украинско-турецкого Общего комитета по вопросам деятельности Международной лаборатории высоких технологий (сентябрь, Киев). В сентябре в Киеве состоится I заседание Общей комиссии по вопросам борьбы с организованной преступностью, согласовываются сроки визита в Турцию министра транспорта и связи Украины Николая Рудьковского. Как видите, программа наших действий является довольно насыщенной.
Как нам представляется, организация и проведение различного формата мероприятий двустороннего взаимодействия является весомой составляющей достижения успеха в развитии плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества между Украиной и Турцией не только в 2007 году, но и на дальнейшую перспективу.
«НАСЕЛЕНИЕ ТУРЦИИ ВОСПРИНИМАЕТ ЧЛЕНСТВО В НАТО КАК ЕСТЕСТВЕННУЮ ОРГАНИЧЕСКУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ...»
— Как в Турции относится население к членству в НАТО, меняется ли это отношение в связи с войной в Ираке?
— Думаю, что наиболее показательным в контексте вашего вопроса является проведенный Посольством анализ программ главных политических партий Турции во время избирательной кампании в парламент Турции. Ни одна из отмеченных партий в своей программе не ставит задачу обеспечить выход Турции из НАТО. Можно констатировать, что как политическая элита, так и население Турции за 55 лет членства Турции в НАТО воспринимают это как естественную органическую составляющую политики страны по обеспечению национальной безопасности. Кроме военной составляющей на уровне турецкого общества четко осознается и другая составляющая участия Турции в НАТО — это, в частности, преимущества при обеспечении создания базовой инфраструктуры страны, повышения образовательных программ, уровня демократии, политической структурированности общества и тому подобное. Но пребывание Турции в НАТО не означает, что Анкара лишена голоса в вопросах, которые непосредственно касаются ее национальной безопасности. Свидетельством чего может служить ситуация с Ираком, когда Турция отказала предоставить свои военные базы для нанесения США удара по Ираку. И после этого Турция придерживается своей собственной позиции в отношении путей разрешения «иракского вопроса». В этой связи иногда возникают противоречия между Анкарой и Вашингтоном, но все это не мешает поддерживать между обеими отмеченными странами стратегический уровень партнерства.
Выпуск газеты №:
№126, (2007)Section
День Планеты