Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Турецкий марш в парламент

02 ноября, 00:00

«Наша сила в минаретах, души вырасли в мечетях, наш солдат исламу верен, не предаст его. Уверен!». Публичное прочтение этого стихотворения турецкому политику Реджепу Тайипу Эрдогану три года назад стоило лишения свободы на четыре месяца. Суд решил, что подобная лирика идет вразрез со светским укладом современной Турции и содержит в себе религиозную ненависть. Завтра в Турции пройдут внеочередные парламентские выборы. По данным опросов, лидирующие позиции в стране занимает Партия справедливости и развития, возглавляемая упомянутым Эрдоганом.

Несмотря на все попытки произвести впечатление политика светского, бывшего мэра Стамбула называют откровенным консерватором, который хочет с получением власти укоренить исламские устои в стране. Будучи градоначальником, он уже доказывал это не раз. Он запретил употребление алкоголя в городских кафе. Он же начал жестко критиковать намерения Турции вступить в ЕС. Все это ужасно раздражало светски настроенную часть турецкого политикума. Считается, что Эрдогану удалось добиться бешеной популярности среди избирателей только на волне постоянных кризисов в стране. В прошлом году Турция пережила один из самых тяжелых в своей истории экономических кризисов, в результате которого два миллиона населения стали безработными. Правительственный кризис этим летом привел к проведению досрочных выборов, которые и состоятся завтра. Эрдоган, впрочем, отрицает свою «происламскость». Во всех своих выступлениях он ни разу не употребил слово «религия». Неожиданно для многих он даже поддержал намерения Турции вступить в Евросоюз. 30% населения доверяют словам Эрдогана и, в соответствии с соцопросами, готовы отдать за него свои голоса. Даже несмотря на то, что многие политики светских убеждений предупреждают о двуликости Эрдогана. «Есть партии, которые просто скрывают свои настоящие намерения», — заявил нынешний премьер-министр Турции Бюлент Эджевит. «Партия справедливости и развития — первая в этом списке», — отметил он.

Кроме Партии справедливости и развития, реальные шансы на прохождение в парламент имеет также левоцентристская Республиканская народная партия. Остальные же политические силы пока что не дотягивают до десяти процентов, которые необходимо набрать для получения депутатских мандатов. Таким образом, основное внимание аналитиков сейчас приковано к Эрдогану. С одной стороны, суд запретил ему участвовать в парламентских выборах и рассматривает вопрос о том, чтобы его партию вообще объявить вне закона. Однако это не делается, учитывая, что Запад пристально наблюдает за ходом предвыборной кампании. Мировое сообщество как никогда раньше заинтересовано в том, чтобы Турция была способна выполнять свою геополитическую роль в Европе, на Ближнем Востоке, в Афганистане, а также в вопросе решения иракской дилеммы. Дипломаты Евросоюза уже заявили, что будут поддерживать евроинтеграцию Анкары независимо от того, кто сядет в премьерское кресло — Эрдоган или кто-то другой. Эрдоган в свою очередь изо всех сил пытается понравиться западным странам. «Мы не занимаемся религиозно ориентированной пропагандой», — постоянно отмечает он. Однопартийцы Эрдогана шутя даже прозвали себя «мусульманскими демократами», по примеру распространенных в Европе христианских демократов. «Мы исповедуем ислам, однако не радикальный. Это только поможет стране стать мостом между Европой и Ближним Востоком», — считают «эрдогановцы».

Весьма похоже на то, что строить этот мост придется именно Реджепу Эрдогану. Большие надежды на него возлагают не только турецкие избиратели. Турецкому обществу также не хватает этих мостов для полной консолидации. Завтрашние выборы могут в очередной раз показать, как далеко еще стране до настоящего единства. Извечная проблема выбора современной Турции — между светским и религиозным. Огромна разница в доходах населения: одни еле сводят концы с концами, другие могут позволить себе израсходовать в день столько, сколько в год не зарабатывает большинство турок. Об отсутствии настоящей солидарности турецкого общества также может свидетельствовать нерешенный полностью курдский вопрос. Что ждет послезавтра страну, которая уже давно является членом НАТО и которая давно безуспешно стремится стать полноправным членом Евросоюза?

Для американцев важно, чтобы Анкара поддержала военную кампанию против Ирака. Для турок это довольно проблематично, поскольку в стране побаиваются роста сепаратистских настроений среди курдов. Курдская автономия на севере Ирака в случае получения независимости может стать стимулирующим фактором. От политики Эрдогана может напрямую зависеть будущее вступление страны в ЕС. Турция имеет определенные шансы на получение четких сроков своего присоединения к Союзу (американцы сейчас активно оказывают давление на ЕС, чтобы на саммите в Копенгагене «евросоюзовцы» наконец назвали год, когда Турция может рассчитывать на вступление). Турецкий опыт, между прочим, может заинтересовать и Украину, которая провозгласила своей стратегической целью евроатлантическую интеграцию: геополитическое значение страны иногда намного важнее, нежели любые внутренние реформы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать