Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Угрозы «бумажного тигра»

Северная Корея угрожает войной, но воевать не хочет и не может
02 апреля, 11:49
ФОТО РЕЙТЕР

Если пропагандистские угрозы и показанные по телевизору приказы лидера Северной Кореи Ким Чен Ына нанести удар по США и Южной Корее (РК) воспринимать всерьез, то складывается впечатление, что война между Севером и Югом начнется в ближайшие часы. Информационный накал усиливается также из-за спешного и не совсем грамотного перевода текстов официального северокорейского агентства ЦТАК. Даже поступило сообщение, что КНДР уже объявила войну своему соседу. Оказалось, что волновались напрасно. Как передают российские информагентства, в оригинальном тексте заявления из Пхеньяна говорится лишь о том, что Северная Корея будет действовать «по законам военного времени» в случае провокаций против нее, которые могут перерасти в «полномасштабную» и даже «ядерную» войну.

Горючего в костер информационной войны, взаимных обвинений и угроз добавили два события.

Во-первых, США и Южная Корея подписали план совместных действий. Как заявил представитель министерства обороны Южной Кореи, «это позволит двум государствам дать объединенный ответ на локальные провокации Севера. При этом Юг пойдет первым, а США обеспечат поддержку».

Во-вторых. Пхеньян просто вышел из себя, когда в ходе военных учений американской и южнокорейской армий Foal Eagle («Молодой орел») два американских бомбардировщика В-2 Spirit осуществили длительный полет с последующим возвращением с базы ВВС США Whiteman в штате Миссури. На территории Южной Кореи на полигоне Чик-До ими было произведено прицельное бомбометание инертными бомбами (заполненными цементом). Тяжелый стратегический бомбардировщик В-2 предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия. Самолет создан с использованием технологии снижения заметности «стелс».

В ответ с телевизионных экранов лидер Северной Кореи Ким Чен Ын подписал приказ о наведении стратегических ракет на объекты в США и Южной Корее. Угрожают ударить не только по американским базам в Тихом Океане, знаменитым Перл-Харбор и острову Гуам, но и по тихоокеанскому побережью вплоть до Аляски. Пхеньян также объявил, что отключил последнюю телефонную линию, которой пользовались военные двух стран для того, чтобы координировать проезд южнокорейских рабочих через границу в индустриальный парк Кэсон. Этот символ межкорейского сотрудничества является существенным подспорьем северокорейской экономике. Агентство «Ассошиэйтед пресс» сообщает, что в момент отключения линии на территории Северной Кореи было около 750 корейцев с Юга.

Самое интересное, что никто не испугался. Для начала приказ остается на бумаге, так как никаких движений на северокорейских полигонах со спутников не замечено. Далее вступают в действия другие факторы, которые прямо говорят о том, что никакой войны Северная Корея затевать не будет.

Даже поверхностное сравнение экономического и военного потенциала двух корейских государств показывает всю бесперспективность для Пхеньяна любой военной авантюры.

При сравнимой численности двух армий (570 тыс. человек у КНДР и 560 тыс. на Юге) мобилизационные возможности у РК гораздо выше. На Севере проживает 24 млн человек, на Юге — около 50. Добавим к этому боевую подготовку. Ведь северокорейским солдатам наряду со службой нужно пасти скот, сеять и убирать урожай, заготавливать дрова для автомобилей с газогенераторными установками, так как в стране — топливный кризис, собирать и таскать вязанки хвороста для отопления казарм, выполнять много другой хозяйственной работы. К тому же армия крышует ряд предприятий, на которых тоже работают солдаты. В частности, по выпуску военной формы. И времени на боевую подготовку практически не остается.

У армии КНДР большое количество оружия, но практически все оно архаично качественно уступает тому, что имеет их противник.

Достаточно сказать, что на вооружении в КНДР находятся советские самолеты МиГ-17 и МиГ-19, которые не несут ракетного вооружения. МиГ-17 к тому же еще и дозвуковой. Ил-28 в СССР начали снимать с вооружения уже в 1950-х гг. Уровень подготовки северокорейских летчиков крайне низок. Во-первых, из-за проблем с топливом. У северокорейского командования просто нет горючего, чтобы поднять в воздух все более или менее боеспособные самолеты. Во-вторых, из-за низкого ресурса старых советских и тем более китайских самолетов. Активность авиации КНДР во время обострения обстановки в 2010 году продемонстрировала аварии, неразбериху и низкие пилотажные навыки летчиков.

При всей милитаризации военный бюджет КНДР меньше южнокорейского в 25 раз. И еще одно. В северокорейской армии солдат получает в день 700 г крупы, иногда риса. Мясо — большая редкость. На Юге армейцев кормят как положено. За последние 50—60 лет средний рост населения в Южной Корее увеличился на 7 см, а в Северной — понизился на 5. И это результат разного питания как по составу, так и по калорийности. А как известно, голодный солдат...

В 1950 году Ким Ир Сен начинал войну с южным соседом, заручившись поддержкой как Сталина, так и Мао Цзедуна. Хоть как-то отбиться от американцев и южнокорейцев удалось только с помощью советских летчиков и китайских пехотинцев. Ныне на такую поддержку нечего рассчитывать. О Москве говорить не будем. Не в том Россия состоянии, чтобы поддерживать настоящую войну у своих границ.

Пекин же, судя по всему, теряет остатки терпения. Там серьезно предупреждали северокорейское руководство не проводить ракетно-ядерных испытаний. В Пхеньяне не прислушались и тем самым нанесли китайским руководителям чувствительный имиджевый удар. Такого там не простят и в нужный момент вспомнят. И, конечно, ни о какой поддержке любой военной авантюры не может быть и речи. Наоборот, как пишет южнокорейская газета «Йонганг» со ссылкой на администрацию президента Южной Кореи, для приведения разбушевавшегося сателлита в чувство Китай предусматривает прекращение поставок нефти и горючего и ужесточение режима инспекций на китайско-северокорейской границе.

Экономический потенциал Северной и Южной частей Кореи несравним. Без внешней поддержки Пхеньян не простоит даже короткое время. Саддам Хусейн обладал гораздо большим потенциалом и несравненно более сильной армией, но продержался всего несколько дней.

Как же будут развиваться события? Директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов Алексей Маслов замечает: «По сути, войны сегодня не хочет никто. США просто показывают, что готовы применять обычное вооружение против КНДР. Есть данные, что Китай продолжает вести переговоры, пытаясь ее утихомирить».

Обострение ситуации эксперт связывает с тем, что Ким Чен Ын должен показать твердость, так его позиции пока еще весьма слабы. И похоже, что он не видит возможности их укрепления, кроме нагнетания военной истерии.

На Юге положение не лучше. Хотя новый президент РК Пак Кын Хе обещала «доверительные отношения» с Пхеньяном, но претворить это в жизнь она не может. По мнению ведущего научного сотрудника Центра корейских исследований Института Дальнего Востока Российской академии наук Константина Асмолова, у нее «связаны руки». Из-за коррупционных проблем у ее выдвиженцев «на ключевых постах остаются сторонники прежнего президента Ли Мен Бака, занимавшего максимально жесткую позицию по отношению к КНДР. Им выгодно, чтобы Пхеньян совершил провокацию, ведь тогда президенту Пак придется продолжать следовать прежним внешнеполитическим курсом».

По мнению обозревателей и экспертов, масштабной войны на Корейском полуострове не будет. Что будет — так это вооруженные стычки, обстрелы далеких островов и другие действия, подпадающие под понятие провокаций. И это все, на что может решиться северокорейский режим. Время от времени показывать зубы, но все знают, что тигр, по большому счету, — бумажный.

КОММЕНТАРИЙ

«ЭТО УГРОЗА НЕ ТОЛЬКО РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Сергей КОШОВЫЙ, заведующий сектором новых центров роста, НИСИ:

— Я уверен в том, что найдутся мудрые головы, которые не дадут возможность развиваться конфликту по подобному сценарию. Для этого есть несколько обстоятельств. Ведь в ныне сложившихся условиях — никто не заинтересован в развитии таких событий.

Что касается воинствующих заявлений Пхеньяна. То они, прежде всего, связаны с самоидентификацией Корейской народной демократической республики. То есть корейцы уже доросли до уровня, чтобы хотеть, чтобы их больше «видели»: не только в свете того, что они кому-то угрожают, но и в том смысле, что они — сильное государство, которое имеет, к сожалению, ядерное оружие. То есть эти заявления — скорее призыв к тому, чтобы на них обращали внимание и чтобы они не выпадали из медийного пространства.

Если говорить о реакции Запада. То без сомнения, замечания (западных лидеров) достаточно критические, потому что, прежде всего — это огромная угроза не только региональной безопасности, а, возможно, ее размеры значительно больше. Поэтому, наверное, весь западный мир радикально настроен в этом вопросе. Однако я больше уверен, что сейчас нет окончательного рецепта разрешения этой проблемы.

Какую позицию должен занять Киев относительно этого конфликта? Ввиду того, что это — отдаленный конфликт, а с другой стороны, он касается всех субъектов международного права — Украина также зависит от него. В случае последующего обострения ситуации (на корейском полуострове), это может повлиять и на Украину.

Подготовил Игорь САМОКИШ, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать