Украина — ЕС: следующая глава, или Почему Киев вернулся к плохим привычкам?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120807/4137-3-1_0.jpg)
Несколько дней назад началась предвыборная кампания, приуроченная к украинским парламентским выборам, которые состоятся 28-го октября. Она напоминает битву, эмоции просто зашкаливают. Возможно, это будут одни из важнейших выборов в истории Украины. И они не только послужат лакмусовым тестом для демократии, но и также станут определяющим моментом в отношениях между Украиной и ЕС.
Сегодня в отношениях между Украиной и ЕС наступил затруднительный период. Длительное время Украина была «звездой» среди восточных соседей ЕС. Все другие страны Восточного партнерства лишь выиграли благодаря стараниям Украины. Киев настаивал на Соглашении об ассоциации, Соглашении о свободной торговле и смягчении визового режима. К сожалению, сегодня сияние «звезды» потускнело. Соглашение об ассоциации, включительно с интегрированной Глубокой и всесторонней зоной свободной торговли, переговоры о которых длились более четырех лет, могут вообще не подписать через обеспокоенность ЕС относительно демократических ценностей и верховенства права. ЕС поставил последующую экономическую и политическую интеграцию в зависимость от улучшения демократических стандартов, прекращения выборочного правосудия, серьезных реформ и проведения свободных и честных выборов. Украинские попытки объяснить события, происходящие в стране, оказались напрасными, в отношениях между Брюсселем и Киевом преобладают негативные тенденции.
ДИАЛОГ ГЛУХИХ
Решение нынешних проблем — правильно это или неправильно — зависит исключительно от Киева, а история между тем доказывает, что отношения между Украиной и ЕС никогда не были удовлетворительными. Украина всегда стремилась к большему, чем ЕС был готов дать. На протяжении большей части последних 15 лет между Украиной и ЕС происходило что-то вроде диалога глухих. Между тем Украина непрерывно говорила о получении перспективы членства в ЕС, а ЕС преимущественно пытался этого избежать.
К сожалению, Украина по большей части была обременена некомпетентными лидерами, которые были заинтересованы в продвижении собственных интересов больше, чем в продвижении страны. Трансформация страны всегда оставалась скорее желаемым результатом, нежели конкретными действиями. Это привело к застою, и, к сожалению, как для страны с большим потенциалом, Украина очень мало изменилась за последние десять лет. Между тем ЕС никогда особенно не воспринимал Украину, не сумевшую развить политику, которая бы стимулировала реформы, давая сильную поддержку реформаторам страны. Кажется, ЕС полностью удовлетворяло то, что Украина принадлежала к так называемой «серой зоне».
На глазах у Украины много ее соседей вступило в ЕС. Также почти десять лет тому назад она стала свидетелем того, как западно-балканские страны получили обещание о членстве, хотя регион далеко не отвечал европейским ценностям демократии, свобод и прав человека. Между тем Киеву последовательно разъясняли, что здесь все иначе и все нужно устроить, прежде чем начнут рассматривать перспективу членства. Сочетания недостаточной компетенции и слабого лидерства в Украине и отсутствие стратегии и надлежащей поддержки сделали обусловленность, основу Европейской политики соседства, очень неэффективной в Украине. Но хотя и считается, что привычки Украины остаются неизменными, эта тенденция была нарушена в 2004-ом году, когда произошла Помаранчевая революция. К сожалению, дуэт Ющенко-Тимошенко оказался неудачным. Хаос и суетность помаранчевых лет нельзя списывать на ЕС, но достижения могли бы быть более значительными, если бы ЕС был щедрее и дальновиднее в подходе к результатам революции. К сожалению, ЕС не смог воспользоваться моментом, продолжая ту же посредственную политику, и Украина вернулась к плохим привычкам.
Хоть Украина и сложная страна, обремененная советским прошлым, у которой постоянно возникают проблемы с идентичностью, она, безусловно, европейская страна. Тем не менее, некоторые члены ЕС, включая Германию, иногда отказывались это признавать.
Почему ЕС это сделал, если принять во внимание, что он определяет Украину как приоритетного партнера и важнейшую страну региона. Подобно ситуации с Турцией, ЕС всегда имел двойственное отношение к Украине по разным причинам. Крупные страны, которые однажды будут иметь значительную часть власти, не очень желанны, хотя у них есть потенциал укрепить ЕС и прибавить ему конкурентоспособности в мире. Так, если бы Польша не принадлежала к «десятке», она бы не смогла вступить в ЕС с такой легкостью.
Ситуация с Украиной еще больше усложняется из-за России и интересные отношения между Москвой и некоторыми странами ЕС. Украина всегда была самой большой драгоценностью Советского Союза, и для России «потерять Украину» — это как будто отсечь себе конечность. Более того, современная, процветающая демократическая Украина, основанная на европейских ценностях, могла бы подорвать нынешний стиль управления в России. Поэтому сегодня Украина стала полем боя, когда Москва пытается с помощью того или иного способа отговорить Киев от углубления отношений с ЕС, и убедить ее вместо этого вступить в Евразийский Союз России.
ЧТО ОЖИДАЕТ ВПЕРЕДИ?
Хотя усилия по реформированию запустили двигатель, включительно с основанием Координационного центра ЕС, принятия крупного пакета реформ, которые требовал ЕС, и усиленного диалога с гражданским обществом, этого недостаточно, чтобы стать залогом подписания и ратификации Соглашения об ассоциации государствами-членами ЕС. Если Юлию Тимошенко не выпустят, статус-кво останется. Многое зависит от доклада Особых послов ЕС Пета Кокса и Александра Квасневского, которые занимаются апелляцией Тимошенко. В конце слушаний они подадут доклад в ЕС на основе своих выводов.
Октябрьские парламентские выборы — решающий предвыборный период, и соответствие международным стандартам, включительно с такими вопросами, как свобода прессы, которая была подвергнута критике, также будет иметь первостепенное значение. Так, для ЕС было бы неплохо создать специальную комиссию по мониторингу прессы, как это было сделано в Грузии, которая проведет парламентские выборы 1-го октября.
Если Украина не справится, Соглашение об ассоциации и Глубокой и всесторонней зоне свободной торговли, которые могут закрепить Украину на пути к реформам и модернизации и поддержать реформаторов в парламенте, будет отложено на неопределенное время. Принимая во внимание, сколько усилий было вложено в переговоры относительно этих соглашений, это была бы невероятная потеря. Также Украина получила бы возможность заново провести переговоры когда-то в будущем, если лидерство изменится. Переговоры о смягчении визового режима, возможно, будут продолжаться и дальше, ведь блокирование их имело бы негативное влияние на обычного украинца, серьезно разрушая имидж ЕС.
Однако отношения не заморозятся, Украина — не Беларусь: для этого партнеры слишком связаны во многих секторах, включая энергетику, транспорт, биотехнологии, космос, безопасность и оборону. Но оставить Украину плавать в «серой зоне» не входит в интересы другой стороны, также это не принесет большой стабильности региону. К сожалению, нынешний ЕС не отличается ни смелостью, ни дальновидностью, поэтому, вероятнее всего, Украину оставят дрейфовать, в результате чего Киев рискует поддаться давлению со стороны России.
Но даже если Украина достойно проявит себя, вряд ли Киев получит перспективу членства, которую так жаждет получить, по большей части из-за нынешнего климата, когда в Европе царит больная экономика и депрессия. Но даже без членства в ЕС Украине нужно подняться и внедрить европейские стандарты: прежде всего ради своего многострадального, но терпеливого народа.
К сожалению, на сегодняшний день ЕС не знает, какими являются его конечные цели в этом регионе. Его постигла неудача с Украиной, и его политика соседства находится в ожидании настоящей истории успеха. ЕС нуждается в серьезной дискуссии относительно того, как он видит будущие отношения с Восточной Европой. Станет ли конечный результат отображением позиции Польши или Великобритании — если будете отвечать определенным критериям, присоединитесь — или он будет ближе к позиции Германии — Россия прежде всего — пока еще неизвестно.
Аманда ПОЛ — политический аналитик, Центр европейской политики
Выпуск газеты №:
№137, (2012)Section
День Планеты