Украина и европейская безопасность: первый сдвиг ?
Несколько лет назад в Украине дискутировался вопрос: как выйти из «серой» зоны безопасности. То есть, каким образом избавиться от неопределенности и как не превратиться в банальный буфер между Западом и Россией. С того времени в мире кое-что произошло. Украина получила Хартию из НАТО, которую охотно цитируют представители Запада, но которая на самом деле ни к чему не обязывает ни одну из сторон, Запад то демонстрировал монолитность, бомбя объекты в Югославии, то давал поводы к сомнениям в этой самой монолитности (Европейская оборонная инициатива). Москва вела себя не до конца понятно — сначала «обрубая» связи с НАТО, потом заявляя, что не исключает возможности своего вступления в Альянс. И только Украина оставалась в роли наблюдателя.
До сих пор все выглядело так, что Европейскую оборонную инициативу, рожденную Францией и Британией, сами ее родители понимают каждый по-своему. И в целом же она предназначена для «внутреннего пользования» в Западной Европе, независимо от того, станет ли она дополнением к НАТО, или будет развиваться во что-то самостоятельное. Можно еще вспомнить, что в Европе есть страны, которые входят в ЕС, но не входят в НАТО, и, наоборот, есть такие, которые не входят в ни одну из этих структур, и в случае Украины — если и войдут, то не очень скоро. Можно вспомнить, что до сих пор все разговоры о возможном участии Украины в формировании общеевропейской структуры безопасности ограничивались банально- формальной констатацией ее важности и миротворческих успехов.
Поэтому, действительно, результаты встречи между министром иностранных дел Украины Анатолием Зленко и Верховным представителем ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Хавьером Соланой, после которой было заявлено, что Украина может быть ассоциирована в европейскую политику безопасности и обороны, могли бы быть восприняты обнадеживающе. «Серая» зона — «серой» зоной, но сами основополагающие принципы понемногу, кажется, меняются. И, во всяком случае, никто однозначно не отверг тезис министра обороны Александра Кузьмука о том, что Украина могла бы принять участие в создании европейского корпуса быстрого реагирования. Уже совсем другим был бы вопрос об отношениях с НАТО, о подчинении. Хотя при позитивном ответе пришлось бы решать финансовый вопрос — о содержании украинского контингента, но уже после принятия принципиального политического решения о том, что Украина все еще находится в Европе и может быть допущена к некоторым аспектам европейской политики. В случае, если эта политика действительно является европейской. Тот факт, что вопрос будет обсуждаться (во время визита Соланы в Киев), — неплохой сигнал. Особенно на фоне того, что ситуация в Украине за последний год радикально не улучшилась, и имидж страны, кажется, еще долго не будет оставаться хотя бы нейтральным. Но и радоваться слишком рано, решение еще не принято, и даже в случае осуществления этого замысла это будет просто еще один небольшой шаг вперед. Который просто будет означать, что Запад для Украины не ограничивается Вашингтоном, МВФ и НАТО, а для Запада на Востоке есть не только Россия. Просто после этого разговоры о «серой» зоне могут стать еще менее актуальными, а разговоры о значении Украины могут наконец стать фактом. И к тому же Украина получит первый стимул к своей реальной интеграции в Европу. Хотя и о печальной участи АН-70 не стоит забывать...
Выпуск газеты №:
№233, (2000)Section
День Планеты