Перейти к основному содержанию

Украина не одна

За последние 15 лет она все больше продвигается в сторону объединенной Европы
29 мая, 20:10

Центральноевропейский форум журналистов «Привлекательность Центральной Европы: Познакомившись ближе, продвигаться дальше», состоявшийся на днях в польском курортном городке Закопане, стал слетом демократических журналистских сил европейского континента, на который прибыли представители со всей Европы.

Основной темой, прошедшей лейтмотивом через все заседания форума, было исследование угрозы безопасности Европы в ее политическом, экономическом, энергетическом и военном измерениях. Ораторы акцентировали внимание на том, что безопасность Центральной и Восточной Европы является составной частью общеевропейской безопасности. Поскольку, невзирая на то, что изменилось в этом регионе за последние 15 лет (после окончания холодной войны), страны Центральной и Восточной Европы постоянно пребывают в водовороте геополитики. Возможно, это удивит тех, кто живет в Западной Европе, поскольку, с западной точки зрения, окончание холодной войны означало конец коммунизма и стратегического соперничества между двумя блоками. То есть между Западной Европой и Советским Союзом. Однако, иcходя из восточноевропейской перспективы, это хоть и означало конец коммунизма (чему восточноевропейцы были очень рады), но в то же время не совсем предполагало, что окончательно пресечены неоимперские амбиции со стороны России.

Говоря о безопасности Европы, невозможно обойти вниманием угрозы терроризма. И хотя стоит отметить, что на сегодняшний день Восточной Европе террористы не угрожают в таком объеме, как Западной, существует определенное различие между Центральной и Западной Европой в смысле безопасности. Если рассматривать угрозу терроризма в Испании, Великобритании, Италии, Германии, то это действительно так. Однако, с другой стороны, это значит, что восточноевропейцы находятся в довольно сложной ситуации. Если посмотреть на прения в НАТО, то там постоянно говорится об угрозе терроризма. В действительности же Центральная и Восточная Европа не опасаются возникновения такого уровня терроризма, как Западная Европа. Хотя восточноевропейцы знают, что они также каким-то образом вынуждены внести свой вклад в борьбу с терроризмом на европейском континенте. Потому что если они не будут бороться с терроризмом, то их западные союзники не помогут, когда в Восточной или Центральной Европе появятся какие-то обстоятельства, связанные с безопасностью в их регионе.

Что это все значит с точки зрения политики безопасности в регионе? Можно сделать вывод, что мы являемся свидетелями некоторой трансформации роли НАТО в Центрально-Восточной Европе. Нынче НАТО ведет войну с терроризмом, проводит миротворческую операцию в Афганистане и еще в некоторых частях света. Как отмечали докладчики на форуме, происходит смещение роли НАТО в смысле европейской безопасности. Теперь мы видим постоянное увеличение роли Европейского Союза. И хотя Евросоюз является довольно слабой организацией с точки зрения военного потенциала, но он обладает большим политическим и экономическим потенциалом. И если внимательно проанализировать комментарии после последнего саммита «ЕС — Россия» в Самаре, то впервые польские политики и комментаторы заговорили о том, что они могут доверять Европе. Наверное, вскоре можно будет увидеть изменение роли НАТО в Европейском Союзе, а также и в европейском регионе. Поскольку с точки зрения безопасности Евросоюза НАТО будет иметь все больший и больший смысл.

Большим достижением на сегодня является то, что в Европе не возникает угрозы войны. Европа способна принимать такие решения в военной сфере, которые требует Североатлантический Альянс. Кроме того, существует определенная геостратегическая конкуренция относительно исторического будущего. И особенно это касается Восточной Европы, где существует конкуренция двух возможных сценариев развития. Один из них можно определить как проевропейский, другому же довольно трудно даже подобрать название. Условно его можно определить как постсоветскую или советскую модель развития ситуации.

Очевидно, что все государства Центральной и Восточной Европы (а это все посткоммунистические страны) за последнее десятилетие вынуждены были провести радикальные меры трансформации. Сначала они прошли путь политических трансформаций. Коммунистическая система была изменена. Старой системой руководили коммунисты, новая система имеет демократический характер. Вторая система изменений — трансформация экономики. От социалистической экономики с центральным управлением — к рыночной экономике. Третья группа реформ состояла в том, что был осуществлен процесс формирования, строительства и укоренения национального самосознания. Большая части посткоммунистических стран должна была определить свое отношение к своим историческим традициям.

К тому же можно говорить и еще об одном превращении — геополитическом. Изменения в этой сфере состояли в том, что был осуществлен переход с позиции этих стран, ориентированной на Советский Союз, евразийское пространство и доминирование русского языка, — на Североатлантическое пространство безопасности, которым руководят США. При этом возникла необходимость изменения менталитета: проблема знания английского языка и изменения руководящих кадров, которые были задействованы в системе коммунистической бюрократии. Похоже, что в странах Балтии, государствах Вышеградской группы, в странах Юго-Восточной Европы преобразование удалось осуществить. Что касается других государств, таких как Украина, Болгария, Румыния, Сербия и Хорватия, то эти страны находятся только на середине пути. Там преобразования не доведены до конца и этим странам понадобится еще 10-15 лет для того, чтобы получить реальные результаты и осуществить конкретные преобразования.

Государства бывшего социалистического лагеря, вступившие в Евросоюз, в данный момент не видят перед собой серьезных заданий в сфере повышения уровня безопасности. Очевидно, эти задачи существуют, но это задание второго типа и уровня нежели угрозы, стоящие в целом перед ЕС и НАТО. Угроза для этих стран несравнима с угрозой для других, хотя выглядит очень похожей. На форуме выступающие подчеркивали, что хотя терроризм больше угрожает странам Западной Европы, нежели Центральной и Восточной, но это только вопрос времени. Возможно, что террористы пока что не считают страны Центрально-Восточной Европы целевыми государствами для проведения своих террористических акций. Но ситуация может измениться и через 5 или 10 лет, по всей вероятности, будет выглядеть совсем иначе. И восточные страны Европы вплотную столкнутся с проблемами глобального характера.

Можно назвать 5 или 6 типов угроз, с которыми в будущем может столкнуться вся европейская системы безопасности. Корни этих угроз находятся вне Европейского Союза. А два или три источника имеют четкое внешнее измерение. К внешним угрозам и внешнему риску можно отнести следующие вопросы: вопрос России, вопрос Китая и, наконец, вопрос ислама. А точнее исламского фундаментализма и террористических фракций. Таким образом, потенциальной угрозой номер один является Россия. Это традиционная угроза для некоторых стран Центральной Европы, например для Польши, Восточной Европы и Украины. Всегда между Россией и Польшей шло соперничество, но следует надеяться, что Россия не будет создавать проблем полякам в ближайшем будущем.

Россия является слабой страной, и если бы она лучше развивала свою экономику, то укрепила бы свои позиции как государство. Ведь без этого Россия не войдет в число европейских лидеров и ее позиция будет уязвимой. На сегодня ВВП России ниже, чем в Бразилии, поэтому нет никаких поводов воспринимать Россию как страну, которая является сильнее, нежели Бразилия. Дело в том, что сила государства зависит от двух факторов. Один из них традиционно связан с экономикой, а другой — с наличием ядерного оружия. Имея слабую экономику, Россия не сможет продолжительное время поддерживать свои ядерные арсеналы. Кроме того, в этом контексте она проигрывает США и через 20—25 лет Россия будет владеть не более чем 500—600 ядерными боеголовками, что потенциально уравняет ее с остальными ядерными государствами.

С другой стороны, европейцы несколько преувеличивают вопрос нефти и сырьевых ресурсов России. Европа зависит от последней , но та, в свою очередь, зависит от доходов, которые получает, продавая нефть. Почти 70 % российской нефти поступает в страны Восточной и Центральной Европы, и экономический рост России очень сильно зависит от доходов, которые эта страна получает от продажи нефти. Поэтому Россия не сможет слишком интенсивно прессинговать на поставках энергоресурсов.

После участия в форуме в Закопане все больше убеждаешься в том, что невзирая на все сегодняшние нелады, за последние 15 лет Украина все больше продвигается в сторону объединенной Европы. Несмотря ни на что, со всеми своими проблемами, недостатками и чрезвычайно сложной политической ситуацией, Украина уже совсем не выглядит в глазах европейцев Россией № 2. И на сегодня союзниками украинского продвижения в объединенную Европу, кроме Польши, готовы стать еще и страны Балтии, Скандинавии и бывшего социалистического лагеря. Форум журналистов в Закопане наглядно показал — Украина не одна. Но сможем ли и успеем ли мы воспользоваться шансом, который нам в очередной раз дает история?..

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать