Украина подозревается в дерусификации
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020808/4142-3-2_0.jpg)
Проблемы прав русского и русскоязычного населения в Украине традиционно были предметом спекуляций в украинско- российских отношениях, и даже сейчас, когда на всех уровнях декларируется изменение подхода официальной Москвы к отношениям с Украиной, тема остается актуальной, а суждения — далеко не всегда обоснованными. Тема остается актуальной в свете проходящего сейчас года Украины в России и в свете грядущего года России в Украине, проведение которого на прошлой неделе обсуждали главы президентских администраций двух стран. В администрации президента России, кстати, создана структура по работе с соотечественниками за рубежом — а таковыми в Кремле сочли всех, кто пользуется русским языком и знаком с русской культурой. «День» попросил в этой связи Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Олега МИРОНОВА ответить на вопрос — каковы наиболее актуальные проблемы в сотрудничестве между Россией и Украиной в сфере защиты прав человека, и прежде всего, в том, что касается прав россиян, проживающих на территории Украины?
— Положение наших соотечественников за рубежом, обеспечение соблюдения их прав и свобод — один из важнейших приоритетов внешнеполитического курса России последнего времени. В результате серьезных исторических поворотов ХХ века миллионы людей, проживавших некогда в едином государстве, оказались на территории других государств. С течением времени многие наши соотечественники стали ощущать себя оторванными от России, от своих национальных, культурных, исторических и других корней. И если у людей, живущих в иной этно- культурной среде отсутствует возможность доступа и естественного развития своего национально-культурного и информационного пространства, это непосредственным образом ведет к нарушению их прав, как нацменьшинств.
Я, разумеется, не склонен сгущать краски и говорить о том, что все соотечественники, проживающие за рубежом, ущемлены в правах и возможностях. Тем более, что многочисленные примеры говорят об успешной адаптации многих наших соотечественников в зарубежном социуме при одновременном поддержании ими многосторонних связей с Россией. Этому во многом способствуют и многочисленные русские общины за рубежом. Так, например, благодаря активности наших соотечественников, в Республике Молдова принят Закон «О национальных меньшинствах», который является надежной правовой основой, регулирующей все области жизнедеятельности, в том числе, и русскоязычного населения страны.
Вместе с тем, нельзя не видеть, что положение с правами человека наших соотечественников в ряде стран проживания, в особенности в некоторых странах «ближнего зарубежья», далеко от нормального. Права и возможности наших соотечественников там нередко ущемляются из-за наличия дискриминационных законов, не отвечающих общепринятым в Европе нормам и стандартам. И это, несмотря на то, что большинство этих стран являются членами Совета Европы с принятыми на себя соответствующими обязательствами. В других многочисленных случаях проблемы, с которыми сталкиваются наши соотечественники, происходят из-за чиновничьего произвола разного уровня.
Что же касается вопросов соблюдения прав и свобод российских граждан, проживающих на Украине, то не могу сказать, что здесь все обстоит благополучно. К сожалению, проблемы существуют, как по причине несовершенства и недостаточной адаптированности наших законодательств к общеевропейским стандартам, так и по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения уже имеющихся правовых норм. Несмотря на внушительную правовую базу, призванную защищать права и законные интересы иностранцев, в том числе и граждан России, последние сталкиваются с множеством проблем — трудностями при трудоустройстве в организации Украины, получении бесплатного высшего образования. Отмечаются случаи дискриминации украинскими властями россиян при реализации их законного права на получение социальных льгот, в том числе инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Зачастую не соблюдаются и легитимные нормы, обеспечивающие имущественные права иностранцев. Немалых трудов и материальных затрат стоит получение различного рода документов и архивных справок, связанных с начислением пенсий, пособий, алиментов, а также получение вида на жительство, оформление которого местные органы МВД напрямую связывают с выходом из гражданства России.
Между Россией и Украиной не существует соглашения о статусе граждан России, постоянно проживающих в Украине и граждан Украины, постоянно проживающих в России. Вопрос находится в стадии обсуждения на двусторонних переговорах и продвигается с трудом.
Конституция Украины и Закон Украины «О гражданстве Украины» предусматривают возможность гражданам Украины иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) только в случае заключения с этим государством двустороннего международного договора. С принятием в России нового Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», предусматривающем в качестве одного из условий приобретения российского гражданства прекращение иного гражданства, если с этой страной не заключен отдельный двусторонний договор, снимаются существовавшие ранее различия в законодательном подходе Украины и России к решению вопроса о гражданстве. Однако до сих пор никаких соглашений в этой области между Россией и Украиной не заключено, что на практике приводит к ситуации, когда украинцы, проживающие на территории России и утратившие связи с Украиной, вновь должны стать гражданами Украины для того, чтобы, оформив выход из украинского гражданства, получить гражданство российское.
К числу существующих проблем можно отнести и процесс дерусификации многих областей общественной жизни в Украине, начиная с сужения сферы образования на русском языке, заканчивая вопросами пересмотра отечественной истории и изложения ее в искаженном виде в образовательных программах и учебниках. Если 10 лет назад только в одном Киеве насчитывалось 155 русских школ, то в прошлом году — 10, а в 2002 году — уже 8. Тревожит и факт ликвидации каналов телевидения, вещавших на русском языке. В результате сегодня функционирует лишь канал ОРТ, вещающий на Израиль. Несмотря на то, что ныне действующий Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» не оговаривает компетенцию Уполномоченного в отношении защиты прав соотечественников за рубежом, мы с моей коллегой — Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека Ниной Ивановной Карпачевой — находим действенные пути решения проблем в сфере восстановления прав и свобод человека и, прежде всего, благодаря подписанному несколько лет назад двустороннему соглашению о сотрудничестве между омбудсманами России и Украины. На счету нашего сотрудничества множество вполне конкретных случаев восстановления прав как украинских граждан в России, так российских граждан, проживающих в Украине.
Так по письму Н.И.Карпачевой я обратился к властям г. Москвы с просьбой содействовать скорейшему выделению для украинской общины Москвы соответствующего помещения для размещения в нем библиотеки украинской литературы. Эта просьба была вскоре удовлетворена.
В сфере внимания Уполномоченного находятся также вопросы соблюдения прав граждан в процессе реализации приграничного сотрудничества России и Украины. Нарушения прав в этой сфере довольно распространены и различны по своей природе. Они обусловливаются, прежде всего, сложной процедурой перемещения граждан через государственную границу России и Украины вследствие непродуманности самого процесса пересечения границы, результатом чего и являются большие очереди в пунктах пропуска, злоупотребления таможенников, пограничников и других должностных лиц.
Выпуск газеты №:
№142, (2002)Section
День Планеты