«Украина вынуждена прогрессировать в условиях войны»
Эксперты о том, как противостоять вызовам и какой опыт Грузии и Молдовы может быть полезен нашей странеВо Львове в Украинском католическом университете состоялась Школа международной журналистики под названием «Украина, Грузия, Молдова: все ли дороги ведут в ЕС?». Приглашенные спикеры обсудили вызовы для Украины от сближения с ЕС.
Сегодня центрами силы и влияния является ряд государств, которые определяют свою роль уровнем экономического, политического и культурного развития.
Россия, понимая ослабление своей роли на геополитической карте мира, пытается опрокинуть чашу весов в пользу биполярного «противостояния» - удержать роль, пожалуй, одного из главных игроков, действия которого в значительной степени определяли бы ход игры в других регионах.
Именно об этом свидетельствуют действия Кремля в годы после распада Советского Союза - поддержка самопровозглашенных республик Абхазии и Южной Осетии в Грузии, замороженная Приднестровская Молдавская Республика, Азербайджан и Армения с Нагорно-Карабахской республикой. Теперь российские «миротворцы» наводят порядок и в Украине.
Нам пытаются доказать, что Украинское государство - это failed state, что оно не может существовать и двигаться вперед самостоятельно.
Как отметил политолог Евгений Магда, агрессия России против Украины отличается от ситуации в Грузии в 2008 году тем, что в случае с конфликтом на Востоке важную роль играет информационный «шум». «Происходит влияние именно на сознание людей, - говорит эксперт. - Перед Россией стояла задача напугать людей, лишить их уверенности и почвы под ногами».
Украина сегодня переживает самый большой кризис за годы независимости. Граждане страны привыкли к мирным протестам. Однако события 2013-2014 годов разрушили миф о том, что Украина может решать свои проблемы без кровопролития.
«Да в этом есть позитив, - добавляет политолог. - Действия России напомнили Украине, что она большая по площади страна, способная конкурировать с Россией за роли как минимум на постсоветском пространстве».
Доказательством этого является достойное противостояние российской агрессии, желание людей меняться и определять свое будущее самостоятельно.
Одолжить опыт
В похожем положении в свое время оказались еще две небольшие страны постсоветского пространства, которые хотели войти в ЕС, - Грузия и Молдова.
«Представьте себе страну, где правительство не контролирует трех регионов, составляющих 20% ее территории, - отметил профессор Андрес Аслунд, специализирующийся в вопросах экономик стран бывшего СССР. - Государство частично руководит учреждениями, а коррупция такая масштабная, что взятка - единственный выбор, который есть у граждан для взаимодействия с властью. Именно такой была Грузия в 2003 году».
Кстати, дипломат Аслунд подчеркивает, что радикальный переход к новой системе в государстве, как показывает практика ряда посткоммунистических стран, должен быть быстрым и жестким, ведь именно поэтому он имеет все основания стать качественным. В ряде посткоммунистических стран Европы, население которых ждало и принимало изменения, прогресс наблюдался благодаря действенным реформаторам.
Опыт, который может пригодиться и Украине, если посмотреть на Грузию, - это то, что заметные преобразования все-таки возможны даже в условиях угрозы границам страны. Выиграв выборы во второй раз, Саакашвили был твердо настроен на окончание войны, в результате чего Грузия продолжила самостоятельную жизнь и развитие даже при существовании самопровозглашенных республик Абхазии и Южной Осетии.
Донбасс и Крым: что будет дальше?
Немецкий политик Ребекка Хармс, которая является членом комитета ЕП по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС, говорит, что осознает сложность задачи, стоящей сегодня перед украинским правительством. «Три постсоветские страны сейчас объединяют схожие проблемы - это власть олигархов и коррупция. Но Грузии легче развиваться, потому что ее оккупированные территории ей уже не принадлежат, а Украина вынуждена прогрессировать в условиях войны. Это сверхсложная задача, но если вам это удастся, то это будет победой», - добавляет она.
К концу года станет ясно, удастся ли Президенту Украины Петру Порошенко достичь прогресса с возвращением Донбасса и Крыма, как он обещал в начале года.
А также станет ясно, продолжат ли россияне и дальше смотреть, как их страна вязнет в экономическом кризисе и сколько еще времени Запад готов поддерживать украинских политиков.
Нино Иванишвили, грузинская журналистка, которая освещала грузино-российскую войну в 2008 году, рассказывает: «Грузия, очевидно, пропустила момент, когда можно было еще говорить, договариваться и по горячим следам заглушать этот конфликт. Сейчас Осетия готова провести референдум и войти в состав России, а в Абхазии более сложное положение - она хочет быть независимым государством».
В Украине ситуация иная - есть аннексированная территория, которая уже является частью России, и есть оккупированный Донбасс.
Если же соглашаться на отделение этих частей от Украины и предоставить им статус отдельных республик в составе Украины, то возникнет еще одна проблема. Как и Грузии, и Молдове с Приднестровьем, Украине не дадут права стать членом НАТО. Тогда вопрос определения геополитического вектора затянется еще на годы.
Практика стран, которые сейчас пытаются утвердиться на политической карте мира, показывает: борьба с самыми уязвимыми проблемами внутренней политики может гарантировать успех на всех уровнях. В том числе с проблемами наподобие Донбасса и Крыма.
Украина имеет удачное геополитическое расположение, которое заставляет ее принимать глобальные вызовы. Удастся ли ей достойно противостоять России - покажет время. Сегодня она не только должна менять политическую систему, «быть вежливой» в глазах западных коллег, но и заняться самоидентификацией. Вопрос в том, хватит ли украинцам силы заняться двумя делами одновременно.
Коллеги из Европы и США остаются на стороне Украины, но заявляют: все, что может сделать Запад, - это продолжать санкции и ждать, пока Украина начнет развиваться самостоятельно, преодолев свои внутренние проблемы.
Section
День Планеты