Украинцев избрали во Всемирную академию искусства и науки
Вчера в редакцию пришло письмо от генерального секретаря Всемирной Академии Искусства и Науки Збигнева Бохняжа. «Я очень рад поделиться с вами новостью, что выдающийся украинский ученый, писатель и дипломат — д-р Юрий Щербак был избран в Академию», — пишет пан Бохняж. — Мы очень рады видеть его в числе 650 стипендиатов нашей Академии и надеемся узнать больше об Украине и этой части света». Кандидатура Юрия Щербака была выдвинута известным экономистом и общественным деятелем Богданом Гаврилишиным и самим Збигневом Бохняжем. Вместе с Юрием Николаевичем в Академию была избрана и проректор Львовского национального университета им. И. Франко Мария Зубрицкая.
Юрий ЩЕРБАК:
«Необходимо, чтобЫ Украина больше звучала в европейском контексте»
Мы поздравили пана Юрия с этим почетным званием по телефону. «Ого, вы уже — послышался бодрый голос.
— Пан Юрий, каковой вы видите свою деятельность в WAAS?
— Я принимал участие в очень интересной конференции, организованной этой Академией в минувшем году в Дубровнике (Хорватия), которая касалась будущего человечества и вопросов ядерной безопасности. Я там делал доклад на эту тему с учетом опыта Чернобыля. Но главное то, что начались опять разговоры на довольно высоком уровне о возможности ядерной войны. Конференция призвала к созданию безъядерных зон и их расширению, поскольку есть большая опасность вспышки ядерной войны. Это очень благородная деятельность (которую осуществляет Академия), и нам нужно очень серьезно думать о будущем. Часто мы просто погружаемся в детали сегодняшнего дня, в политическую борьбу (не всегда высокого полета, а мелкую), и не замечаем, что есть принципиальные вопросы, стоящие перед народами, странами и, в частности, перед Украиной.
Нужно, чтобы Украина больше звучала в европейском контексте. И не только на уровне наших разговоров с Польшей, Литвой, Европейским Союзом, а просто чтоб голос Украины звучал. Поэтому я решил, что нужно усилить представительство Украины в деятельности этой Академии. Сейчас думаю над тем, как активизировать работу в Украине такого типа Академии. Они обсуждают очень серьезные вопросы — от социального капитала (рабочей силы), вопроса молодежи до будущих и нынешних инноваций. В общем, они выступают за инновационное общество, что является очень актуальной темой для нас.
— В начале украинской независимости из Украины было вывезено все ядерное вооружение. А как сегодня Украина еще может приобщиться к этим процессам безъядерной политики?
— В Вашингтоне и Сеуле состоялись две конференции. В Вашингтоне Украина заявила, что она отдает свои запасы высокообогащенного урана, хотя это не угроза для мировой ядерной безопасности. Хочу напомнить, что Япония обладает от 20—40 т плутония — это количество, которое может взорвать всю планету. Тем не менее, Украина активно участвовала (в процессе ядерного разоружения). Она создала довольно эффективную систему контроля над перевозом радиоактивных веществ. Украина усовершенствовала законодательную базу в этом плане. Сейчас мы — безъядерное мирное государство, которое признано всем мировым содружеством. Вместе с тем, мы должны думать о тех процессах, которые происходят в Черном море. Я, например, не знаю, каким образом будет перевооружаться Черноморский флот (Российской Федерации. — Ред.), который находится на территории Украины. К тому же соседнее государство объявило доктрину, которая предоставляет ей право наносить первой ядерные удары. Есть много таких опасностей, не говоря уже об Иране и его противостоянии с Израилем; его угрозы применить ядерное оружие на Ближнем Востоке. Есть еще и КНДР... Кроме того, нельзя исключать, что какие-то режимы захотят создать свое ядерное оружие. В дипломатических кругах ходят разговоры, что шиитское оружие (иранское ядерное оружие) вызовет реакцию со стороны суннитских государств, которые обязательно захотят иметь свое ядерное оружие. Это оружие очень старое, и технологии его производства уже не являются тайной. Она бессмысленна, потому что страшна в своей уничтожающей силе. Тем не менее многие государства считают, что их престиж повысится благодаря тому, что в их руках будет такой арсенал. Выступая на конференции, я подчеркнул, что мы добровольно отдали ядерное оружие. Все встретили это с пониманием, но нам нужно подчеркивать эту роль Украины. Это — беспрецедентный факт, когда страна, имея ядерное оружие, отдала его.
— Лозунгом WААS является: «Лидерство в мышлении, ведущее к действию». Как вы считаете, достаточно ли в нынешней Украине людей, способных быть лидерами, самостоятельно мыслить и, таким образом, повышать имидж Украины в глазах других государств?
— Мы имеем духовных лидеров, возьмите наших величайших писателей — Ивана Дзюбу или Лину Костенко. Мы имеем выдающихся религиозных лидеров, таких как Патриарх Филарет или Любомир Гузар. Мы имеем научных лидеров.
Между тем, в политике идет жестокая антилидерская селекция, куда не допускают людей с лидерскими качествами, в угоду группе лиц, обладающих властью в этой стране. Что касается лидерства этих людей, то здесь есть большие сомнения. На мой взгляд, они просто не отвечают вызовам ХХІ века, потому что они все люди из «совкового» прошлого — из индустриальной эпохи 1940—1950 гг. Советского Союза; у них авторитарное мышление и т. д. Они не думают о будущем государства и народа, а думают о своих богатствах и имениях, которые нужно защитить. В этом плане лидерства нет.
Сейчас не очень много лидеров и в Европе. После Маргарет Тэтчер в Англии и Рональда Рейгана в США лидеров мало. Они не рождаются тысячами и не приходят к власти сотнями. Это зависит от эпохи. Но я убежден, что приближаются события, которые могут изменить эту ситуацию, и в нашей стране появятся новые, абсолютно неожиданные лидеры. Возможно, они еще ходят студентами, но они будут. Я убежден, что Европа тоже преодолеет свой кризис и в ней родятся новые лидеры. Это все — вопрос исторического момента.
Игорь САМОКИШ, «День»
Мария ЗУБРИЦКАЯ:
«Гуманитарии могут и должны помочь обществу»
— Задача этой Академии очень проста: дискуссии, обсуждения, экспертные оценки, рекомендации к тем проблемам, вызывающим сегодня особый резонанс в разных обществах и, в частности, в глобальном мире. То есть это — междисциплинарные дискуссии. Мы встречаемся на совещаниях, семинарах, скайп-конференциях и т. д., пишем статьи в электронные и печатные средства массовой информации. Поэтому на последнем мировом симпозиуме Академии, который состоялся в Подгорице (Черногория), говорилось об экономическом и финансовом кризисе, о виденье этого кризиса с разных позиций — гуманистической, творческой, экономической. Даже рассматривали такие радикальные вопросы, как, например, ответственность лауреатов Нобелевской премии в области экономики за экономический кризис и вообще нужно ли говорить об ответственности отдельных личностей или институтов, которые давали экспертные оценки и т. п. Второй вопрос — он особенно мне импонировал: гуманистика как таковая, гуманитарные науки, которые переживают на фоне финансового кризиса невероятно тяжелые моменты. Например, речь шла о Pgd-студентах, которые не могут найти работу. Спрос на гуманитариев сократился. В частности, философов и культурологов. Они оказались в маргинесе. Почему? И не является ли это причиной того, что есть финансовый кризис? Большинство из собравшихся на симпозиуме в Подгорице говорили о том, что мы должны перейти от теоретических аспектов к прикладным, что мы, условно говоря, должны открыть окна и смотреть, какие к нам запросы от общества, чем гуманитарии могут помочь обществу?
Мы должны живо реагировать на проблемы локального сообщества, давать экспертные оценки. Например, бедности. Или детского труда. Когда едим шоколад, даже не задумываемся, что дети Мадагаскара и других африканских стран не идут в школу, потому что задействованы на сборе урожая бобов какао. Почему 160 миллионов детей сегодня недоедают и как эту асимметрию между бедностью и чрезмерной роскошью уравновесить? Мы после дискуссий составили Меморандум о миссии гуманитария, который получит руководство ЕС, и это документ об общественной ответственности интеллектуала в широком контексте.
Что касается увеличения моих полномочий... Первое, что я сделала, поделилась впечатлениям от контактов, обсуждения проблем. Понимаете, Академия — это прежде всего уникальная возможность с глазу на глаз пробеседовать с разными людьми из академической среды — в частности с теми, кто сталкивается с такими же проблемами. Соответственно, услышать их непосредственное мнение. Для меня, как представителя высшей школы, интересно было услышать, как решаются вопросы образования и науки, например, в Румынии, Бразилии или Индии. Например, узнать об удачном опыте Бангалора и проанализировать, почему Украина не имеет таких аналогов. То есть речь идет об опыте, который стоит распространять и преумножать.
Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
СПРАВКА «Дня»
Всемирная академия искусства и науки (WAAS) была создана в 1960 году группой выдающихся ученых. На протяжении своего существования WAAS стремилась обращаться к наиболее глобальным вопросам, служить форумом для дискуссии относительно жизненных проблем человечества и продвигать политику, которая утверждает универсальные права человека и служит интересам гуманности. На данный момент Академия состоит из 650 членов разных культур, национальностей и интеллектуальных дисциплин, избранных за междисциплинарное совершенство в естественных и социальных науках и за гуманизм и профессионализм.
Выпуск газеты №:
№72, (2013)Section
День Планеты