Перейти к основному содержанию

«Умеренный выбор Путина»

Как ведущие мировые СМИ комментируют объявление преемника российского президента
11 декабря, 19:52

«Итак, обладателем главного приза путинской лотереи — ключей от Кремля — объявляется... Дмитрий Медведев. Если ветер вдруг не переменится, что при «управляемой демократии» представить трудно, то 42-летний юрист из Санкт-Петербурга станет следующим президентом России. Но совершенный вчера Владимиром Путиным выбор наследника трона более никак не проясняет будущее России.

...Назвав имя своего кандидата, российский лидер заявил, что Медведев гарантирует преемственность. С ним согласны инвесторы, желающие продолжения хороших времен: индекс фондового рынка вчера резко вырос. Однако присмотритесь к тому, какой ущерб восемь лет путинизма нанесли российским институтам и свободам, и перспектива тускнеет.

Позитивный имидж Медведеву создается примерно так: вице-премьер и председатель совета директоров «Газпрома» — это, по кремлевским стандартам, молодой либерал без чекистского прошлого (насколько это известно) и яростного неприятия Запада. Вчера некоторые наши друзья даже выразили надежду на то, что Медведев мог бы реанимировать российскую демократию. Жаль, что мы не такие оптимисты.

Самое важное, что нужно знать о Медведеве, — это его возраст и преданность боссу. Не будучи одним из силовиков — бывших кагэбэшников — в путинском окружении, он 17 лет верно служил Путину, начиная с их совместной работы в мэрии Санкт-Петербурга. Он руководил избирательным штабом Путина во время президентской кампании 2000 г., занял высокий пост в «Газпроме», когда Кремль решил использовать энергетического гиганта в политических целях, а затем был назначен ответственным за вложение нефтяных доходов в реализацию приоритетных национальных проектов. В отличие от министра обороны Сергея Иванова, своего главного соперника в негласном состязании за путинское благословение, Медведев никогда и никому не давал понять, что он считает себя равным президенту.

В Кремле источником легитимности Медведева, скорее всего, будет Путин. Действующий лидер России, безусловно, будет действовать из- за кулис. Но он так и не прояснил вопрос о том, намерен ли он сохранить какие-либо формальные полномочия, и какие именно.

...Вопреки разглагольствованиям о восстановлении порядка и благосостояния после бурных 90 х, путинизм посеял зерна нестабильности. Появление Медведева не дает ответа на фундаментальный вопрос о том, каким будет ближайшее и отдаленное будущее России, а лишь подчеркивает неопределенность».

Редакционная статья The Wall Street Journal,
США, 11 декабря 2007, перевод ИноСми.Ru

«Красота российской политической системы заключается в том, что имя будущего президента известно безо всяких выборов. Никакого выдвижения кандидатов, никакой внутрипартийной борьбы, никаких агитационных кампаний и, в конечном счете, никакого выбора. Вчера действующий президент России просто огласил имя своего преемника.

... Президентов в России не выбирают, а провозглашают. После того, как г-н Путин сделал свой выбор, прочим россиянам остается только изучать биографию нового лидера.

...Стремительный карьерный рост г на Медведева от скромного юриста до главы «Газпрома», — крупнейшей компании в России — целиком заслуга его босса, и он продолжает полностью от него зависеть. Это, в свою очередь, служит гарантией нерушимой лояльности г на Медведева.

Некоторые российские политические обозреватели считают, что власть президента столь велика, что, даже назначая своим преемником близкого друга, г-н Путин все равно идет на серьезный риск. Если они правы, то, выбрав г-на Медведева, редко говорящего и действующего по собственной инициативе, г-н Путин нашел способ минимизировать этот риск. Неизвестно даже, были ли угрозы «Газпрома» прекратить поставки газа в Украину и Беларусь инициативой г-на Медведева. В качестве вице-премьера, он курировал реформы в четырех сферах — здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и сельского хозяйства. Однако за пределами Кремля он все еще практически неизвестен. Его первой задачей в качестве принца-регента будет изменить это положение.

Тот факт, что г-н Медведев не служил в КГБ и не принадлежит к пресловутым «силовикам» — рвущемуся к власти в Кремле клану выходцев из спецслужб — безусловно, вызовет у западных правительств вздох облегчения. Однако это не означает, что звезда силовиков, которых представляет бывший министр обороны Сергей Иванов, закатилась. Никто не знает, какую должность предпочтет занять г-н Путин после своего ухода в отставку. Выбрав лояльного преемника, г-н Путин обеспечил себе пространство для маневров. Если с экономикой что- то пойдет не так, он может переиграть свое решение. Г-н Медведев уйдет в отставку, и будут назначены новые выборы. Покидая пост президента, г-н Путин не расстается с властью».

Редакционная статья The Guardian,
Великобритания, 11 декабря 2007, перевод ИноСми.Ru

«На первый взгляд, назначение первого вице-премьера России Дмитрия Медведева престолонаследником Владимира Путина — это подтверждение преемственности в Кремле и намерения Путина продолжить руководить страной — только из-за кулис.

Медведев принадлежит не к числу так называемых силовиков — действующих и бывших сотрудников спецслужб, окружающих Путина — а, скорее, к санкт-петербургской фракции, из которой вышли все основные реформаторы в правительстве. Он представитель корпорации «Россия», которая больше руководствуется своими коммерческими интересами, чем чувством уязвимости и беспокойным национализмом. «Газпром», контролируемая государством энергетическая корпорация, — само воплощение этой Новой России.

Что касается всего остального мира, то вряд ли его видение внешней и внутренней политики чем-то отличается от видения уходящего в отставку президента — по крайней мере, в кратко- и среднесрочной перспективе. Но он моложе — ему на пять лет меньше, чем было Путину, когда в 2000 г. тот стал президентом — и говорит он гораздо мягче: у него отсутствуют жесткие чекистские интонации и мировоззрение осажденной крепости, характерные для бывшего кагэбэшника. В долгосрочном плане, если он сумеет выбраться из тени Путина, то его иной стиль может стать иной политикой.

Став президентом, Медведев будет должен представлять все кремлевские фракции, в том числе, силовиков. Поскольку он не один из них, его могут воспринимать как менее грозного для них всех.

По-английски Медведев говорит хорошо, но не так бегло, как Иванов, который более откровенно критикует политику США и Европы в отношении России и ее ближнего зарубежья. В «Газпроме» Медведева считают «голосом своего хозяина», но также, скорее, примирителем, чем диктатором».

Квентин ПИЛ, The Financial Times,
Великобритания, 11 декабря 2007, перевод ИноСми.Ru

«Противоречий по бесчисленным досье, от Косово до противоракетного щита, накопилось довольно много. Поэтому многие ожидали, что Путин даст свое благословение представителю национальной непримиримой линии, каким мог быть другой вице-премьер — Иванов. Или же выбор мог пасть на «господина Никто», которого легко убрать, если Путин решит вернуться в Кремль до 2012 года. Дмитрий Медведев, по меньшей мере на бумаге, не подходит ни к одной из этих характеристик.

В роли главы «Газпрома» его знают и даже уважают на Западе. На последней конференции в Давосе, куда Путин направил его, чтобы представлять Россию, он предстал умеренным технократом, открытым к диалогу.

И, несмотря на свою молодость (42 года), Медведев обладает достаточной силой в московской номенклатуре, чтобы к нему относились как к какому-нибудь царю, запрограммированному на определенное время. Именно эти характеристики отражают некоторые интересные моменты выбора, который Путин решил озвучить до съезда «Единой России», предстоящего в ближайший понедельник. Бывший адвокат и соратник Путина еще в годы работы в Санкт-Петербурге, Медведев сегодня является в первую очередь экономистом: способным понять приоритеты развития и повышения благосостояния, которые принесли уходящему президенту широкую популярность, и, если получит возможность, управлять ими. Медведев — человек, способный представлять Россию в «Большой восьмерке» и на других международных саммитах, подобающих статусу кремлевского босса. Что касается «Газпрома», несгораемого сейфа огромных российских энергетических богатств, то он остается крупным центром власти вместе с ФСБ, наследницей КГБ, если не заменяет ее».

Франко ВЕНТУРИНИ, Corriere Della Sera,
11 декабря 2007 года, перевод ИноСми.Ru

«Назначение Владимиром Путиным на пост следующего президента России Дмитрия Медведева многими на Западе скорее всего будет воспринято с облегчением, хотя бы потому, что некоторые другие альтернативные сценарии покрытой пеленой неизвестности кремлевской драмы по назначению преемника выглядят хуже.

Выбранный им преемник, заместитель премьер-министра, возглавляющий огромную энергетическую компанию «Газпром», считается более либеральным и дружественно настроенным по отношению к Западу, чем другие возможные кандидаты.

Вчерашнее внезапное и в определенной степени неожиданное возвышение г-на Медведева снова подтверждает, что Россия вернулась к политической системе, в которой все основные события происходят по воле одного человека.

Независимо от того, какое решение примет президент (о своем будущем. — Ред. ), не следует ожидать особых перемен во все более воинственной политике Москвы по отношению к ее соседям или в действиях по подавлению внутренней оппозиции. 42-летний г-н Медведеввсегда был верным последователем (Путина); он даже стал носить такие же свитеры с высоким воротом, какие носит его начальник. Будучи председателем «Газпрома», г-н Медведев претворял в жизнь попытки г-на Путина шантажировать и запугивать Украину, Беларусь, Грузию и другие соседние страны, зависимые от поставок российского газа — не говоря уже о западных энергетических компаниях, инвестировавших свои средства в России.

Если и есть проблеск надежды на возвращение той демократизирующейся России, которую г-н Путин унаследовал восемь лет назад, то источником его является относительная молодость г-на Медведева и иерархическая природа российской власти. Какими бы ни были намерения г-на Путина, со временем ему может стать труднее контролировать своего преемника из-за широких полномочий, предоставляемых действующему президенту конституцией. Если у г на Медведева имеются собственные идеи относительно России, то он может испытать соблазн осуществить их. Запад может только надеяться, что новый президент будет более заинтересован в строительстве свободного общества, чем его нынешний начальник и его состоящее из бывших кагэбэшников окружение».

Редакционный комментарий The Washington Post,
США, 11 декабря 2007, перевод ИноСми.Ru

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать