Перейти к основному содержанию

Уроки африканской жизни

26 июля, 00:00

Беженцы из Либерии достигли территории соседней Сьерра-Леоне значительно раньше, чем мировая общественность узнала о том, что не первый год тлеющее противоборство между хозяином Монровии президентом Тейлором и либерийскими повстанцами вспыхнуло пламенем масштабной гражданской войны. Впрочем, после поездки в Сьерра-Леоне и знакомства с тамошними политико-социальными реалиями, столь явному диссонансу между информационными потоками, выплеснувшимися за пределы региона, и миграционными внутри его (как минимум — месяца два), удивляться не приходится. В этой связи, отчасти прав командир 20-ого вертолетного отряда украинского контингента миротворческих сил в Сьерра-Леоне полковник Василий Чуп, обративший внимание «Дня», что живут граждане подавляющего большинства государств Западной Африки настолько размеренно, насколько стремительно возникают конфликты между правительствами этих государств и оппозицией.

На первый взгляд может шокировать то, что с 1960 по 1990 год (то есть — с момента обретения западно-африканскими странами «колониальной свободы» до распада СССР) в регионе произошло 72 государственных переворота. Однако, сложно не заметить, что более чем бурная политическая чехарда происходила (и происходит) в тех странах, в которых гражданская активность населения близка к абсолютному нулю. Тогда как плотность вооруженности африканцев (преимущественно, огнестрельным оружием американского и советского производства), напротив, устремляется в бесконечность. По данным, которым смело можно доверять, из 30 миллионов единиц оружия всей Африки (включая действующие армии) 8 миллионов приходится на ее богатый алмазами, золотом, алюминием, урановыми рудами. Западный субрегион. При этом, 60% оружия находится на руках гражданского населения. Богатство африканского Запада стало парадоксальным источником нищеты его народов: бедность и война взаимосвязаны, а бедны в Сьерра-Леоне все населяющие ее племена. Такое привычное, казалось бы, понятие, как медицинское обслуживание в Сьерра-Леоне, являющейся скорее типичным образцом, отсутствует полностью в провинции и почти полностью — в городах.

«Если звезды зажигаются — значит это кому-то нужно», — так высказался по поводу идейных причин африканских гражданских войн отставной украинский полковник, а ныне — заместитель генерального менеджера сьерра-леонской авиакомпании «Paramount» (контролируемой российским капиталом) Виктор Крохмалев. К этому образному тезису стоит добавить еще один: «Зажечь звезды в движимой инстинктами, голодной Западной Африке — проще простого».

Автору этих строк довелось быть свидетелем, как африканец согласился, чтобы его жена обнаженной позировала перед фотографами всего за 6000 леонов (по теперешнему курсу — это около $3). А после того, как стало известно, что на востоке Сьерры практика обмена детей на продукты (насколько можно судить, в Либерии, расположенной в ста километрах восточнее, ситуация сильно не отличается) — обычное дело, последние сомнения относительно того, что «настроить» одно селение против другого там — дешевле, чем сходить в ресторан в Киеве, развеялись окончательно. И это — совсем не метафора. Как и то, что настоящая причина конфликтов и войн, как правило, надолго остается «за кадром». А она может заключаться и в том, что при наличии стабильности, прочного государства и нормальной работы его механизмов (даже с учетом вездесущей коррупции) было бы уже не столь удобно тем, кто пытается контролировать, в частности, «черную» добычу алмазов. Она не ограничивается только теми копями, которые контролируют повстанцы (торговлю с ними запрещает эмбарго ООН). Купить неучтенные алмазы в Сьерра-Леоне — не труднее, чем семечки в Киеве. Как правило, не возникает и проблем с их вывозом из страны. А суровый контроль ввоза в цивилизованных странах еще никогда не был серьезным препятствием для тех, кто наладил дело и поставил его на поток.

Более того, если обратить внимание на то, как сейчас развиваются события в Либерии, то напрашивается вывод, что они очень сильно напоминают события семилетней давности в Сьерра-Леоне. Президент Тейлор обвиняет правителей Гвинеи в том, что они помогают повстанцам. В свое время, в этом же самого Тейлора обвинял президент Сьерры Ахмед Кабахха. Что, кстати, послужило основанием для резолюции ООН, согласно которой президент Либерии был причислен к «военным преступникам». В 1997 году порядок в Сьерра-Леоне навели нигерийцы. Те самые, на базе которых под эгидой ООН был создан миротворческий контингент Нигерии. Именно их, нигерийцев, и хотят запустить в Либерию первыми...

Ряд аналогий можно было бы продолжить, но суть от этого не изменится: к несчастью для бедного населения богатейших стран, оно обречено жить в условиях политической нестабильности. А надпись на «бигборде» близ аэропорта Лунги в Сьерре («Европеец, если ты не можешь нам помочь, не коррумпируй нас!») вряд ли будет замечена представителями европейских, американских, российских компаний, которые в силу превратностей западноафриканского климата просто не в состоянии «окультурить» тамошние рынки алмазов, золота, алюминия, урановых руд etc.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать