Уроки турецкого

— Турцию можно поздравить с успехом в продвижении к ЕС?
— Наше правительство считает решение Копенгагенского саммита неплохим развитием. С технической точки зрения Турция впервые обратилась с просьбой об интеграции к Европейскому экономическому сообществу в 1959 году. С 1963 года мы достигли ассоциации с Европейским сообществом. В соглашении об ассоциации было признано, что Турция является европейской страной с твердым правом на возможное членство. С тех пор наши отношения развивались, хотя и несколько медленно, по постоянной линии. Турция впервые обратилась с просьбой о полноправном членстве в 1987 году. Мы должны были подготовиться и с экономической точки зрения, и с психологической — чтобы продемонстрировать, что в стране есть консенсус. В 1993 году в Копенгагене Европейский Союз высказался за свое расширение и принял свои собственные критерии для этого. В 1994 Турция подписала соглашение о таможенном союзе с ЕС, вступившее в действие в 1996 г.
На саммите в Хельсинки в 1999 г. было решено, что Турция может считаться возможным кандидатом на вступление в ЕС на тех же условиях, что и другие страны. Это было первое признание такого права Турции. Копенгагенский саммит 12- 13 декабря 2002 года решил, что в декабре 2004 года Европейский Совет обсудит ситуацию в Турции на тот момент, решит, соответствует ли страна Копенгагенским критериям, и назначит ближайшую дату начала переговоров о вступлении. Это решение налагает обязательства на обе стороны.
Согласно копенгагенским критериям, вступление в ЕС требует стабильности институций, гарантированной демократии, верховенства права, соблюдения прав человека, защиты прав этнических меньшинств. Если исходить из заключительного документа Копенгагенского саммита, то выглядит так, что в этом контексте ситуация в Турции недостаточна для начала переговоров. Наше правительство считает, что Турция достигла и стабильности своих институций, и гарантированной демократии, и верховенства права, и соблюдения прав человека, и защиты меньшинств. Очевидно, решение о начале переговоров с Турцией будут принимать уже 25 стран, а не 15, как сейчас. Это, конечно, усложняет ситуацию. Но мы — оптимисты. И мы считаем, что процесс реформ, занявший много лет, продолжался не ради вступления в ЕС, а ради улучшения жизненных условий людей.
Турция является полноправным членом всех европейских организаций, она — член НАТО в последние 50 лет, у нее устойчивые демократические институции, либеральная экономика и таможенный союз с ЕС — все компоненты, которых недостает некоторым странам-кандидатам.
Мы также понимаем, что в Турции большое население, она является исключительно важной страной с геостратегической точки зрения, и она расположена на стыке Европы, Азии и Ближнего Востока, с чрезвычайно богатым культурным и религиозным наследием. Это — большая ценность для Европы. Но в отличие от меньших стран, Турция — другая. И мы убеждены, что ее вступление будет иметь огромное значение для развития европейской идентичности.
Турецкие люди на самом деле уже в Европе. В Европе живут, работают, инвестируют, торгуют, учатся около 3 млн. турок. Многие из них уже получили европейское гражданство, некоторые из них избраны на политические и властные посты.
— Было ли у Турции мощное внешнее лобби перед саммитом в Копенгагене?
— Правда то, что многие страны лоббировали Турцию не потому, что Турция влияла на них или давила, но потому, что они считают, что будущее Европы — с Турцией.
— Председатель Европейского Конвента д’Эстен считает иначе — что Турция не может быть членом Европейского Союза.
— На самом деле никто не знает, что спровоцировало это его заявление, но это точно была не Турция. Его слова о том, что Турция не может быть в Европе, потому что это азиатская страна с исламской культурой, вызвали дискуссию в Европе, которая бы иначе не возникла настолько открыто. Естественно, преобладающим мнением является то, что европейские лидеры отвергли подобную идею, они были встревожены тем, что выдающийся европейский политик выразил идею размежевания культур, противоположную европейскому acquis. Мы не думаем, что это заявление представляло большинство взглядов и основные европейские ценности. Но мы понимаем, что возможность таких чувств может существовать в мыслях отдельных европейцев.
— Господин Проди нечто похожее говорил об Украине.
— Турция считает, что Украина является интегральной частью европейской архитектуры. Если Европа считает, что Украина стратегически и военно важна, то она важна и политически. Географически Украина является европейским государством. В абстрактном смысле этих слов она принадлежит к расширенной Европе. Но как долго это будет продолжаться, через какой процесс ей придется пройти, лучше всего понять из уроков опыта Турции. Я думаю, турецкий опыт многое может сказать Украине о том, какой путь стоит избрать в своем европейском выборе. Турция готова сотрудничать в этом с Украиной.
У нас, в частности, существует ассоциация с ЕС почти сорок лет, а также таможенный союз. И мы все еще не проводим переговоры о вступлении. Чтобы попасть на этот уровень, нужно много работы, много убедительности и определенного политического развития. Я думаю, и другие уроки можно извлечь из опыта Турции. Турция всегда придерживалась жесткой линии, последовательной линии и в государственной политике, и в осведомленности общественности, и в отношениях с Европой. Никогда нельзя поворачивать назад, но нужно работать. Следует быть самокритичными, нужно улучшать себя. И пытаться отстаивать свои интересы на переговорах.
— Турция была такой?
— Да, Турция была такой. И она всегда была среди важных европейских игроков. У нас общие с Европой корни. Они есть в нашей культуре, в нашей ежедневной жизни. Возможно, это самое короткое и простое объяснение, почему Кемаль Ататюрк, основатель республики, основал государственную модель, базирующуюся на принципах, заботливо взращенных западными демократиями.
После второй мировой войны Турция была приглашена как член- основатель во все основанные европейские институции — Совет Европы, ОЭСР и другие. В 1949 году было основано НАТО, и через три года Турция стала его членом. И это было среди наиболее важных этапов развития — это означало интеграцию в среду безопасности и обороны, основанную на принципах сообщества, Евроатлантического сообщества со всеми его рациональными сторонами и ценностями.
С 1950 года у нас настоящая двухпартийная система в парламенте. В 1980-х началась экономическая революция, когда Турция решила покончить с прежней протекционистской экономической философией и решила открыться. В начале 80-х Турция начала либерализовать все стороны экономической жизни. Мы сняли какую-либо защиту для турецкой промышленности и торговли. Заключение таможенного союза подтверждает большой успех в конкуренции со странами ЕС на беспошлинной базе.
— Турция была среди тех немногих стран, которые твердо выступали за более тесное сближение между НАТО и Украиной. Почему?
— Будущее НАТО представляется очень светлым, потому что НАТО — это единственная глобальная организация обороны в мире. После холодной войны угрозы для нас стали другими, такими, как терроризм, организованная преступность, это не те угрозы, которые существовали во время холодной войны. Цивилизованному миру, безусловно, нужна организованная система обороны, такая как НАТО. И НАТО развивается, меняет свою зону ответственности для того, чтобы быть в состоянии противостоять этим новым вызовам. И двери НАТО открыты для любой страны, которая хочет вступить и подала заявку. Таким всегда было послание НАТО к Украине. НАТО вдохновляет Украину использовать эти возможности, и НАТО готово помочь Украине улучшить ее готовность вступить в Альянс. Это очень важное послание, и Турция — среди тех стран, которые наиболее твердо защищают и поддерживают эту идею.
— Можно ли говорить, что членство в НАТО помогло Турции в ее пути европейской интеграции?
— Да, безусловно, это помогло, и очень сильно.
— Как вы считаете, какие имеет шансы принятый в Праге План действий НАТО — Украина перерасти в План действий по получению членства?
— Это зависит от Украины. Мы сейчас на первом этапе, на котором этот План действий должен быть полностью имплементирован. Это будет зависеть от того графика, который Украина предпочтет в выполнении этого Плана, с выполнением необходимых задач, принятием необходимых законов и тому подобное. И за этим будут очень пристально наблюдать в НАТО — что дает большие преимущества Украине. И после выполнения этого План действий по получению членства может стать следующим шагом.
— Есть такие, кто считает крымских татар турецкой «пятой колонной».
— Любой серьезный наблюдатель отметит, что у Турции вообще нет никакой «пятой колонны». В Турции имеется очень опытная внешняя политика. Этот опыт свидетельствует, что лучшая внешняя политика — это поддержание дружбы со всеми странами. И лучшая оборона — это также поддержание дружбы. Посмотрите на другие страны — во многих из них есть местное тюркское население. Мы рассматриваем его как мост между их родиной и Турцией. И по этому вопросу у нас имеется полное понимание с украинским правительством.
— Огромная доля экономических отношений приходится на банальную торговлю дешевыми товарами. Существуют ли более современные формы сотрудничества?
— Да, конечно. Турецкие инвестиции в украинскую экономику, в частности, не так заметны, но они являются очень важной составляющей. Турецкие компании уже много вложили и хотят продвигаться дальше. Некоторые из них даже заняли доминирующие позиции на украинском рынке. Они создают рабочие места для многих украинцев, их деньги работают в туризме, химической промышленности, пищевой промышленности. Мы бы хотели и от украинского правительства увидеть большее поощрение турецких инвестиций.
Есть и украинские инвестиции в Турцию. В частности, существует совместное предприятие, которое строит железные дороги.
— Повлияли ли проблемы вокруг «Кольчуг» на наши отношения?
— Не в стиле турецкой политики персонализировать вопрос. Мы смотрим на институционный уровень и более широкие моменты. Я хотел бы здесь подчеркнуть, что мы поддерживаем резолюции ООН по предупреждению распространения оружия массового уничтожения. Турция расположена в критически тяжелом месте. что делает турецкий народ очень чувствительным к возможному использованию военной силы по соседству. И мы бы хотели видеть со всей возможной прозрачностью, что соседние с нами страны полностью разделяют эти ценности предупреждения производства и распространения оружия массового уничтожения.
— Какова позиция Анкары в отношении кризиса вокруг Ирака?
— Нынешнее турецкое правительство выступает за достижение урегулирования вокруг Ирака путем переговоров. Мы выступаем за сохранение неделимости и территориальной целостности Ирака. Разумеется, иракская администрация должна четко придерживаться правил и резолюций ООН, что мы им всегда советуем. Мы, конечно, ожидаем, что результаты работы инспекторов ООН дадут позитивный результат, и угрозы военного вмешательства удастся избежать.
Выпуск газеты №:
№236, (2002)Section
День Планеты