Уже и в Туркменистане стреляют
Ситуация в Ашхабаде ставит вопрос о прочности режима![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080922/4170-3-2.jpg)
Как сообщил в пресс-релизе МИД Туркменистана, в Ашхабаде обезврежена преступная группа, занимающаяся незаконным оборотом наркотиков. Это короткое сообщение появилось лишь на третий день после произошедшей в туркменской столице ожесточенной перестрелки с применением тяжелого вооружения, продолжавшейся почти два дня.
По информации оппозиционного туркменского сайта «Гундогар» (Хроника Туркменистана), полиция оцепила поселок Арзув на окраине Ашхабада. Именно там происходили вооруженные столкновения. Центром событий оказался завод по разливу и упаковке питьевой воды, расположенный на северо-востоке столицы, в котором укрылись хорошо вооруженные, в том числе гранатометами, боевики. События в туркменской столице начались собственно не с блокирования и перестрелки с ними. В тот день из Бикровинской воинской части, дислоцированной под Ашхабадом, сбежали несколько военнослужащих. Они захватили с собой танк, штатное оружие и расстреляли по пути солдата и офицера. В другом месте, возле мечети по улице Грибоедова, в самом криминальном районе столицы, неизвестные застрелили трех солдат военизированной милиции. Еще двое военных были убиты недалеко от площади железнодорожного вокзала. Связь между этими событиями и перестрелкой в Арвузе не до конца ясна, но очень похоже, что все это — звенья одной цепи.
В течение долгого времени, по свидетельству некоторых очевидцев, боевики не подпускали к зданию бронетехнику, посланную на помощь спецподразделениям. Слухи о многочисленных жертвах боев с применением танков и артиллерии в Ашхабаде распространялись тем легче, чем громче слышалась стрельба по всему городу. Слышали ее, в частности, и в посольстве США в Ашхабаде, сотрудники которого подтвердили туркменской службе «Радио «Свобода», что в городе идет бой. В противоположность этому, «ничего не слышали» сотрудники российского посольства — так они ответили на соответствующие вопросы корреспондента телеканала Russia today. Сайт «Гундогар» сообщил о гибели в бою девяти сотрудников туркменских спецслужб — пятерых из министерства национальной безопасности и четырех из МВД. Ссылаясь на анонимного майора МВД Туркменистана, сайт сообщил, что боевиков оказалось всего двое (!) — некий Аждар, который уже находился в розыске, и его сообщник. Их фотороботами власти неожиданно оперативно увешали туркменские города. В столице говорят о множестве погибших во время штурма среди рабочих второй смены завода питьевой воды. И если подтвердятся сведения, что террористов, сдерживавших почти два дня натиск правительственных сил, было всего двое, то боеспособность туркменских спецслужб оказывается под сомнением.
События в Ашхабаде вызывают много вопросов. И вовсе не потому, что долго скрывавшие их туркменские власти, по существу, никак не разъяснили происходящее. Попытка замолчать информацию, способную подорвать миф о стабильности, вполне соответствует состоянию тоталитарного государства, каким остался Туркменистан и при президенте Гурбангулы Бердымухамедове.
Вооруженные столкновения в Ашхабаде стали предметом обсуждения государственного совета безопасности Туркменистана. Это свидетельствует об экстраординарности происшедшего, поскольку совет собирается чрезвычайно редко. За последнее время самое памятное заседание этого органа состоялось в день смерти Туркменбаши, 21 декабря 2006 г. — именно тогда преемником почившего был провозглашен нынешний президент Гурбангулы Бердымухамедов. Как сказано в официальном отчете, на заседании обсуждались вопросы, связанные с «поддержанием мира и стабильности на туркменской земле». Президент Бердымухамедов, рассказывая о «ликвидации большой группы преступников, занимавшихся наркоторговлей», сообщил, что, «к сожалению, во время боевой операции по обезвреживанию хорошо вооруженных бандитов были потери среди оперативных сотрудников». Президент поручил министерству обороны, МВД и министерству национальной безопасности «в трехдневный срок разработать меры по оснащению подведомственных им спецподразделений самыми современными средствами» и «провести тщательный анализ всех операций, связанных с задержанием вооруженных преступников, в частности, причин допущенных ошибок». В то же время, Бердымухамедов так и не сообщил, какие именно потери понесли туркменские силовики при «обезвреживании хорошо вооруженных бандитов». Противоречиво выглядят утверждения президента, сначала сообщившего о «ликвидации» преступников, а в следующей фразе — о «захвате» наркодельцов. Нет ясности и в том, откуда у наркодельцов оружие, с которым с трудом справилась бронетехника. Не очень понятно также, почему после ликвидации или захвате боевиков их фотороботы распространили по всей стране. Вроде бы искать уже некого, а с другой стороны — их для чего-то все-таки развесили. Косвенным подтверждением того, что не все так, как говорят власти, служит нервозность жителей прилегающих к поселку районов — из-за действий правоохранительных органов, которые начали поиски скрывшихся бандитов по домам и квартирам. Ходят слухи о массовых арестах.
Версий достаточно много. Возможно, что это были разборки между враждующими группировками силовиков. Уже много лет туркменский наркобизнес патронируется самыми высокими чинами силовых структур. Еще при Ниязове происходили громкие скандалы. Достаточно вспомнить уголовные дела по обвинению в причастности к наркобизнесу бывшего руководителя тогда Комитета национальной безопасности генерала Назарова и детей бывшего генерального прокурора Курбанбиби Атаджановой, приговоренных к многолетнему сроку заключения. Косвенно о правдивости этой версии можно будет судить по очередным перестановкам среди руководителей силовых ведомств.
Есть основания предполагать не уголовную, а политическую составляющую в последних событиях. Страна стоит на пороге очередного хлебного кризиса. На заседании Кабинета министров, состоявшемся сразу после завершения уборки хлеба и накануне «Галла байрамы» (праздник урожая), президент Гурбангулы Бердымухамедов ограничился общими фразами, сказав, что «туркменские земледельцы честно и добросовестно трудились на полях, собрали достаточно зерна для того, чтобы обеспечить страну хлебом». Если в Ашхабаде пока относительно спокойно, то на периферии хлебный кризис вызывает у людей тревогу за завтрашний день. В Дашогузе через 15—20 минут торговли с прилавков исчезают буханки, продаваемые по 1000 манат за штуку, а через полчаса не остаются и лаваши — за 2,5 тыс. манат (1грн.). На базарах Мары и Дашогуза исчезла мука местных заводов. Есть только казахстанская и российская, но она очень дорогая — 16—18 тыс. манат за килограмм. Месяц назад килограмм пшеницы на базарах Куняургенча и Акдепе продавали по 2,5—3 тыс. манат. Сегодня самая плохая пшеница, по внешнему виду и качеству близкая к фуражному зерну, идет нарасхват по цене в 5 раз выше.
Неясно, что будет и с национальной валютой. Власти административно понизили курс доллара с 24 500 манат за доллар, до 14 250 манат. Валютная биржа учреждена, но не торгует. Все шире ходят слухи о денежной реформе в виде деноминации маната, что еще больше подрывает доверие к нему.
В Туркменистане, который не отличался сильной религиозностью, растет число сторонников радикальных форм ислама. Сложное экономическое положение усиливает недовольство населения. Одновременно с вооруженным противостоянием состоялась забастовка рабочих в одной из крупных турецких фирм, где людям больше двух месяцев не выдавали зарплату. Стачка сопровождалась потасовками, столкновениями с полицией и прибытием большого количества машин «скорой помощи». И таких случаев становится все больше. В условиях отсутствия легальных способов выражения недовольства оппозиционные настроения выливаются в расширение экстремистского подполья, которое все чаще переходит к вооруженному столкновению с властями.
Перестрелка в Ашхабаде ставит вопрос о прочности режима. Если ситуация в Туркменистане станет хотя бы отдаленно похожей на Дагестан и Ингушетию, то у Украины могут возникнуть проблемы со снабжением газом. И к такому повороту событий следует готовиться уже сейчас и немедленно.
Выпуск газеты №:
№170, (2008)Section
День Планеты