Перейти к основному содержанию

«В качестве председательствующего в ОБСЕ еще никто не приезжал в Россию»

Чего ожидать от переговоров министра Кожары в Москве?
28 марта, 19:56
Фото с news.online.ua

Вчера министр иностранных дел Украины Леонид Кожара начал двухдневный визит в Россию в качестве действующего председателя ОБСЕ. Как сообщили «Дню» в пресс-службе МЗС, в Москве Кожара в первый день визита обсудит с вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным вопросы, касающиеся Приднестровского урегулирования, что является главным приоритетом председательствования Украины в ОБСЕ. Переговоры же с шефом российской дипломатии Сергеем Лавровым пройдут сегодня и после них состоится небольшая пресс-конференция, — сказал «Дню» представитель МИД Василий Зварич. Программой визита также предусмотрено выступление Кожары в Дипломатической академии МИД Российской Федерации, посещение Национального культурного центра Украины в Москве, встреча с руководителями украинских землячеств в РФ.

«День» обратился к экспертам с просьбой дать прогноз, как визит шефа украинской дипломатии в Москву в качестве председательствующего в ОБСЕ повлияет на Приднестровское урегулирование и двухсторонние отношения.

КОММЕНТАРИИ

Тамара ГУЗЕНКОВА, заместитель директора Российского института стратегических исследований :

— Для Украины очень важно председательствование в ОБСЕ. Украина попытается использовать максимально из этой функции все то, что касается ее европейских отношений. Речь идет о подписании соглашения об Ассоциации с ЕС в ноябре 2013 года.

Никакого прорыва в решении Приднестровской проблемы не стоит ожидать. И, я думаю, что для Украины оптимально будет просто не навредить этому процессу, который сейчас находится в замороженном состоянии. А в нынешних условиях на любые инициативы, связанные с изменением формата миротворческой операции, даже если их могла бы провозгласить Украина, едва ли согласится не столько Москва, сколько сам Тирасполь.

Накануне визита Кожара дал широкое интервью российским СМИ. Шеф украинской дипломатии сказал, что «реализуя свои евроинтеграционные стремления и развивая тесное сотрудничество с Россией, Украина тем самым сближает между собой обе стороны». Что вы скажете на это?

— Мне кажется, что это очень осторожная дипломатическая фраза, которая отражает, скорее то, что хотела бы Украина, но не то, что есть на самом деле. Украина хотела бы получить статус страны, примиряющей между собой Европейский и Евразийский союз. Пока этого не получается.

Как известно, российско-украинские отношения являются довольно прохладными. Будут ли они и дальше ухудшаться?

— Конечно, отношения существенно похолодали. И не только в последние время. Похолодали они после того, как встало ясно, что Харьковские соглашения полностью себя исчерпали и не оправдали тех надежд, которые на них возлагались. Но я не ожидаю какого-то сильного ухудшения российско-украинских отношений, а тем более их обострения.

Почему?

— Украина, которая страстно надеется приобрести в том или ином виде ассоциированное членство или, по крайней мере, подписать соглашение об Ассоциации, чтобы приблизиться к Европейскому Союзу, абсолютно не заинтересована в обострении отношений с Россией. Потому что страна, которая претендует на европейский формат, не может себе позволить обострять отношения, тем более с таким соседом как Россия. Поэтому я думаю, что правительство и администрация Януковича будет всячески избегать острых вопросов, будет заниматься такой примирительной риторикой, будет пытаться манипулировать понятиями ассоциированного членства, наблюдателя, говорить об изучении документов Таможенного союза. По сути, Киев будет вести политику балансирования и такого политического компромисса — это то, чем администрация Януковича занимается в последние годы.

Некоторые эксперты в Украине выражают обеспокоенность, что Россия может помешать подписанию соглашения об Ассоциации. Что вы скажете на это?

— Я не думаю, что Россия будет предпринимать по этому поводу какие-то шаги. Это, в конце концов, не НАТО, когда Россия действительно была очень сильно озабочена этим вопросом. Мне кажется, что здесь не надо искать какого-то противника со стороны. Я думаю, что здесь будут в основном проблемы, связанные с требованиями и претензиями самого Европейского Союза, а не того, что кто-то со стороны будет препятствовать Украине в подписании этого документа.

Валерий ЧАЛЫЙ, заместитель генерального директора Центра Разумкова:

— Прежде всего, я позитивно оцениваю интенсивность контактов на высоком уровне, которые сейчас наблюдаются в украинско-российских отношениях. Я имею ввиду в первую очередь встречи министра иностранных дел Украины Леониды Кожары с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Это будет уже вторая встреча министров после Черновцов. Действительно, это возможность и обговорить проблемные вопросы и посмотреть на перспективу.

Следует отметить, что в качестве председательствующего в ОБСЕ, еще никто не приезжал в Россию. И это дает какой-то отдельный оттенок этому визиту. Уже состоялись встречи, где обсуждались вопросы приднестровского урегулирования. В мае месяце в Одессе планируется проведение переговоров в формате «5+2». И позиция России здесь очень важна. В этом смысле, я ожидаю результатов от поездки Леонида Кожары в Москву, потому что один из ключевых приоритетов председательствования Украины в ОБСЕ — это именно Приднестровье, это то, что важно для нас, важно для России, что важно для региона.

Ясно, что будет обсужден очень широкий спектр вопросов: от сотрудничества экономического до самолетостроения, атомной энергетики, до вопросов пребывания Черноморского флота, делимитация морских границ, а также вопросов, связанных с культурным взаимодействием. Проводится ряд совместных культурных мероприятий в будущем. Можно по разному это оценивать, но, очевидно, что это дает возможность очень широкого спектра взаимоотношений между Украиной и Россией.

Надо еще понимать, что возможности министра иностранных дел все-таки ограничены. Сотрудничество в российском направлении развивается в разных форматах. Ключевая фигура, очевидно, здесь — это президент. Во многом МИД выполняет те задачи, которые ставит руководитель внешней политики. А по Конституции — это президент.

В любом случае дипломатия — это прежде всего встречи, переговоры, возможность нахождения, каких-то совместных позиций. И в этом смысле, мне кажется, что Леонид Кожара, как министр иностранных дел достаточно успешно сейчас работает. Очень активно на разных направлениях. И все это можно оценить позитивно.

Что бы я оценил с определенной долей критики, так это информационную подготовку визита в Россию. С одной стороны, компонент присутствия в стране, куда осуществляется визит, — обеспечен. Действительно, были интересные многоплановые интервью Леонида Кожары российским СМИ. Но, мне кажется, недостаточное внимание к украинским СМИ. Очевидно, что этот пробел может быть заполнен по возвращению министра из Москвы отдельной пресс-конференцией, брифингом, который, на мой взгляд, просто необходим. И я думаю, было бы неплохо, чтобы наряду с интервью посла Украины в РФ Владимира Ельченко, которое как раз было накануне визита, было бы еще интервью украинским СМИ министра иностранных дел Украины Леонида Кожары.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать