В ожидании белого дыма
Католическая церковь избирает нового ПапуВ понедельник 18 апреля, через 16 дней после смерти Римского Папы Иоанна Павла II, в Ватикане начнется процесс избрания нового главы Католической церкви. Результатами этих выборов интересуются не только католики и не только люди церкви — Иоанн Павел II ярко продемонстрировал, какую заметную роль могут играть церковь и Папа в этом мире.
Римские папы традиционно пользуются в Католической церкви почти неограниченной властью. И от того, кто руководит церковью, во многом зависит политика, авторитет, благосостояние церкви, ее влияние на мировые процессы, а также то уважение, которое ей оказывают верующие и неверующие сильные мира сего. Будет ли новый Папа либералом или консерватором, каким был в церковных делах усопший Папа? Сохранит ли католицизм в условиях секуляризации свое европейское лицо или станет религией третьего мира? Согласится ли церковь расширить права женщин в церковной жизни и права духовенства в жизни семейной? Состоится ли реформа церкви, которой ожидают многие, или грянет контрреформация, как это уже бывало в истории? Останутся ли приоритетными для нового Римского Папы проблемы экуменизма дружеские отношения с другими религиями и церквями, о чем так заботился Папа Иоанн Павел II?
Имеются очень важные вопросы к будущему Папе также у украинских греко-католиков. Станет ли Святой престол содействовать полному объединению украинских греко-католиков с диаспорой и Закарпатьем включительно? Что будет с канонизацией митрополита Андрея Шептицкого? А главное — сдвинется ли с места процесс получения Украинской греко-католической церковью статуса патриархата, чего она добивается еще со времен кардинала и патриарха Иосифа Слепого?
На все эти вопросы даст ответ — со временем, не сразу — новоизбранный Римский Папа. Если, конечно, он будет не только «царствовать», но и управлять всемирной Католической церковью, насчитывающей более одного миллиарда верующих. Но сначала его нужно избрать.
Некоторые правила. После смерти Римского Папы, не раньше, чем через 15 и не позже, чем через 20 дней, начинается процедура избрания папы следующего. Выборщиками, они же — кандидаты в Папы, являются кардиналы (от «cardinalis» — главный, кардинальный). Кардинал — это наивысший сан в иерархии Католической церкви, второй после Папы. Сегодня в составе церкви имеется 183 кардинала в возрасте от 52 до 95 лет. Собрание всех кардиналов церкви образует при Папе высший совещательный орган — Коллегию кардиналов. Хотя правила избрания Папы были разработаны еще в Средневековье, каждый Папа имеет право влиять на процедуру избрания своего преемника, таким образом влияя на результаты выборов после своей смерти. До 1870 года пап избирали в Квиринальском дворце Рима. С того времени как Католическая церковь потеряла Папскую область (эта область стала частью объединенной Италии), выборы происходят в Ватикане.
Конклав. В недавнем прошлом каждый член Коллегии кардиналов имел право участвовать в выборах — избирать нового Папу и быть избранным. В 1970 году Римский папа Павел VI ввел ограничение на возраст; с того времени избирать и быть избранным может только кардинал не старше 80 лет. Сразу после смерти Папы образуется избирательный орган — конклав (от латинского «под ключ»); этим словом называют как собрание выборщиков, так и помещение, где выборы происходят. В соответствии с реформой Папы Иоанна Павла II, число выборщиков не должно превышать 120. В сегодняшнем конклаве имеют право участвовать 117 кардиналов, но присутствуют только 115.
С 1870 года конклав всегда заседает в замечательном, всемирно любимом и чтимом месте — в знаменитой Сикстинской капелле музеев Ватикана, расписанной такими гениями, как Микеланджело («Страшный суд», «Сотворение мира» и др.), Перуджино, Ботичелли и еще многими замечательными художниками. Условия выборов, однако, очень суровы: кардиналы не имеют права выходить из помещения или общаться с кем либо до избрания нового Папы. До недавнего времени двери Сикстинской капеллы на время конклава запирались снаружи тяжелыми цепями и охранялись швейцарскими гвардейцами. Здесь же, в музее, кардиналы питались и ночевали — в маленьких тесных комнатах за стенами капеллы.
Как долго продолжается конклав? В недавние времена нового Папу избирали чаще всего за несколько дней. История папства, однако, знает и другие случаи. Например, после смерти папы Климента IV (ХIII век) кардиналы заседали почти три года. В конце концов оборвалось терпение местных властей — они начали не только запугивать кардиналов, но существенно уменьшили количество еды, не отапливали помещение и др. Избранный после таких «напоминаний» папа Григорий Х поспешил установить порядок проведения конклава, который в общих чертах сохранился до наших дней.
Секретность. Сегодня суровые средневековые правила, с одной стороны, смягчены, а с другой — к ним добавились новые ограничения. Если на предыдущих выборах кардиналам строго запрещались какие-либо встречи, переписка, разговоры по телефону, то сегодня к этому добавлены запреты использовать сотовые телефоны, портативные компьютеры, интернет, кино- и фотосъемки. Перед началом выборов проводится тщательная проверка капеллы на наличие «жучков». Курия (правительство Ватикана) утверждает, что все это делается не по причине недоверия к кардиналам, а ради того, чтобы они не стали, сами того не зная, носителями прослушивающих устройств.
Итальянские СМИ сообщают, что сразу после погребения папы Иоанна Павла II, все члены будущего Конклава сделали специальное заявление о том, что после похорон и еще до начала выборов они полностью уклоняются от общения с журналистами и другими любопытствующими лицами; не будут делать каких-либо заявлений; каждый из них проведет все оставшееся до выборов время в полном уединении и молитвах. Хотя правила этого не требуют.
Еще одно новшество — впервые в истории папства кардиналам разрешено размещаться для ночлега не в Сикстинской капелле, а в другом помещении — в довольно комфортабельной гостинице «Дом Святой Марты», построенной на территории Ватикана во время понтификата Иоанна Павла II. От гостиницы до Сикстинской капеллы кардиналов будет доставлять специальный автобус — «от дверей до дверей».
Выборы. Итак, один из кардиналов избирается Коллегией кардиналов — тайным голосованием, двумя третями голосов и пожизненно. Баллотировка проводится два раза в день. После каждого голосования бюллетени сжигаются в камине с сырой (черный дым) или сухой (белый дым) соломой. Белый дым из трубы — знак того, что Папа избран. На сей раз эта «информационная система» будет изменена и усилена: кроме белого дыма, сообщать Ватикану, Риму и миру об избрании Папы будет также колокольный звон.
В соответствии с конституцией Иоанна Павла II «Вся паства Господня» (1996), в том случае, когда после трех дней заседаний (т.е. шесть туров голосования) избрание Папы не состоялось, объявляется перерыв для молитвы и свободного обмена мнениями. Затем голосования возобновляются. Если следующие семь туров голосования также безрезультатны, понтифик избирается — по выбору конклава — или простым большинством голосов, или из двух лидирующих кандидатов. Это полностью исключает затяжные (иногда на годы) избирательные сессии. Некоторые члены Курии заявляют, что нынешние выборы, которые начнутся 18 апреля, должны дать церкви и миру нового Папу еще до конца апреля.
Новоизбранного понтифика облачают в белые одеяния, которые шьются заранее. Одевается он в комнатке, которую называют «комнатой слез» — ни один только что избранный папа не смог удержатся от слез, облачаясь в папские одежды. Он сам выбирает себе имя, которое провозглашается с балкона собора Св. Петра вместе с традиционной формулой: «У нас есть Папа!»
( Бытовая подробность. Римских пап и высшее духовенство церкви с ХVIII ст. «одевает» магазин-мастерская, принадлежащий семейству Гаммарелли. Сейчас его портные работают круглые сутки — вручную готовятся комплекты сакральных одежд трех размеров для нового Римского папы любого роста и комплекции. Все должно быть закончено к понедельнику — кардиналы должны взять три комплекта папской одежды в Сикстинскую капеллу. В комплект входит белая шерстяная сутана, белая муаровая сутана, красная мантия, шелковый омофор, папский головной убор и пара красных кожаных ботинок. Филиппо Гаммарелли, один из хозяев магазина, вспоминает: «Мне запомнились в Иоанне Павле II его приветливость, простота, чрезвычайный интерес к людям».)
Между тем, перед началом выборов все кардиналы Католической церкви обменялись мнениями, стараясь создать приемлемый для всех «словесный образ» нового понтифика — с учетом тех мировых процессов, в условиях которых ему придется управлять церковью. Подобный подход применялся и при избрании «польского Папы» в 1978 году. Решающими тогда стали фактор «холодной войны» в мире, ядерная угроза, коммунизм, политическое напряжение. Сегодня кардиналы говорят о таких проблемах, как угроза полной секуляризации европейского сообщества, проблемы семьи, социальной справедливости; они размышляют также о вселенской роли Римского Папы в эпоху глобализации.
Кто станет 265-м Римским Папой? Мировая пресса занята прогнозами и составлением списков возможных кандидатов — чем длиннее список, тем легче стать оракулом. Мы не будем перечислять мало знакомые нашим читателям имена кардиналов Католической церкви (как упоминалось, их число — 115). Тем более, что сколько экспертов, столько и мнений — даже относительно того региона на планете, из которого могут выбрать будущего Папу. Некоторые аналитики считают, например, что основная церковная активность сегодня «уходит» из Европы и перемещается в Африку, Азию и Латинскую Америку. А это значит, что настал час чернокожего Папы. С этим согласен и один из влиятельнейших кардиналов папской Курии Йозеф Ратцингер: он предполагает, что Папой может стать кардинал- африканец (из Нигерии) Френсис Аринзе (известно, что сам Йозеф Ратцингер претендует на папскую тиару). Тщетность и опасность прогнозов отлично продемонстрировали предыдущие выборы — тогда мало кто (единицы) предполагал, что Папой станет почти никому неизвестный за пределами Ватикана 58 летний поляк. (Когда было зачитано его имя, многие даже не поняли, о какой стране идет речь и почему-то решили, что он — африканец. Весть об этом успела попасть в эфир.)
Эпилог. Будущая церковная политика нового Римского Папы является вопросом чрезвычайной важности также и для Украины. Ведь еще папа Иоанн Павел II не был предан земле, а Московский патриархат уже начал откровенно «заигрывать» (обращения, высказывания самых высоких лиц) с еще не избранным Папой, обещая ему дружбу, любовь и даже прием в Москве (в чем было сурово отказано Иоанну Павлу II). Но все это на определенных условиях-требованиях. Во-первых, Римская церковь должна не только прекратить поддержку украинских греко-католиков и официально признать их помехой православно-католическому диалогу, но и содействовать (это читается между строк) их «возвращению» в лоно «Матери-церкви» — в московское православие. По крайней мере — не препятствовать этому «возвращению». Второе условие состоит в том, что на «канонической территории» РПЦ, т.е. в Украине, Беларуси, России структуры «церкви-сестры» — католические приходы, диецезии и др. не имеют права на существование. Все должно возвратиться «на круги своя» и быть так, как было в царской России: католицизм только для иностранцев. А что касается веротерпимости, конституционной свободы совести, уважения к вере других людей, — все это только «слова, слова, слова»! Подчеркнем еще одно интересное обстоятельство: предлагая свои средневековые ультиматумы, Московский патриархат со своей стороны никаких уступок Ватикану не обещает — только «дружбу». Посмотрим, однако, как ко всему этому отнесутся Курия, Коллегия кардиналов, а главное — новый Папа.
Выпуск газеты №:
№68, (2005)Section
День Планеты