Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В приступе ностальгии

Российский флот возвращается в Средиземное море
14 марта, 10:16
ФОТО РЕЙТЕР

В известные времена боевое соединение советского флота в Средиземном море противостояло американскому Шестому флоту. Денег на демонстрацию флага не жалели, но в 1992 году вдруг обнаружилось, что их нет, и в ближайшее время не предвидится. Стальные корабли оказались весьма старыми и требующими ремонта. И пришлось из Средиземного моря уходить. Как, впрочем, с Кубы и вьетнамской военно-морской базы Камрань.

После резкого повышения цен на нефть и газ в российской казне появились деньги. И старые комплексы с имперской тоской снова стали навязчивой идеей российского правящего класса. И лучшего способа демонстрации подъема с колен, чем посылка кораблей в морские просторы, не найти. Неважно, что все это безумно дорого. Но не в деньгах счастье, если речь идет о величии, пусть и призрачном, Государства российского.

На расширенном совещании в министерстве обороны России глава ведомства Сергей Шойгу заявил: «Принято решение о формировании управления ВМФ в Средиземноморье, где силы флота будут находиться на постоянной основе. Считаю, что у нас есть все возможности для создания и обеспечения функционирования такого соединения. В целом, флотская группировка способна выполнять задачи в дальней морской зоне».

Корабли ВМФ будут дежурить в этом стратегическом регионе не время от времени, как сейчас, а постоянно. В оборонном ведомстве указывают, что именно в Средиземноморье сосредоточены главные угрозы национальной безопасности России.

Недавно завершились крупнейшие в постсоветской истории учения российского ВМФ в акваториях Средиземного и Черного морей. Во время похода два больших десантных корабля заходили в сирийский порт Тартус. В маневрах задействовали силы сразу всех четырех флотов России.

Весьма интересно сообщение, что средиземноморская группировка ВМФ России примерно на две трети будет состоять из кораблей Северного флота. На треть — из Черноморского. Оперативное командование будет осуществляться с флагманского корабля.

Возможно, с точки зрения боевой подготовки, столь дальние переходы кораблей с баз на Кольском полуострове вокруг европейского побережья и имеют смысл, но посмотрим на это с другой стороны.

Так называемая Средиземноморская группировка будет иметь в составе до десяти кораблей. Другими словами, шесть-семь кораблей Северного флота, три-четыре — из состава Черноморского. Что и говорить, сила боевая и грозная. Как раз такая, чтобы бросить вызов американскому, турецкому и прочим флотам стран НАТО. Другими словами, в составе как Северного, так и Черноморского флотов нет в достаточном количестве кораблей, которые могли бы находиться в Средиземном море на постоянной основе. К этому следует добавить, что для заправки водой и горючим придется заходить в порты Черногории, Кипра, возможно, Греции, что также обойдется в копеечку.

Понятно, что корабли у причалов стоять не должны. Но каждый поход — это вырабатывание и без того не очень значительного моторесурса. Ведь корабли флота российского не только не первой молодости, наоборот, весьма почтенной старости. По мнению бывшего начальника Главного штаба ВМФ адмирала Виктора Кравченко, Россия пока не обладает возможностями для создания постоянного оперативного соединения в Средиземном море. Для этого у ВМФ не хватает боеспособных кораблей и надежного пункта материально-технического обеспечения. «Не знаю, откуда взялись эти разговоры о воссоздании Средиземноморской эскадры. Подобные заявления — это опять громогласные слова и желания, которые не подкреплены реальными ресурсами. Если такую группировку собрать из того, что осталось у флота, то корабли формирования в течение года выбьют весь свой моторесурс, и их придется ремонтировать».

Мнение адмирала совпадает с тем, что сказал министр обороны Сергей Шойгу. «Общее состояние дел на флоте нельзя назвать удовлетворительным. В первую очередь это связано с тем, что в течение длительного времени на флот не поступали новые корабли и суда, не соблюдались сроки выполнения технического обслуживания. В результате... многие корабли и суда имеют ограничения по использованию вооружения и военной техники».

Тогда возникает вполне естественный вопрос: зачем все это действо с кораблями, флагами и пустой тратой денег?

Ответ лежит не только в плоскости ностальгии по былому величию и страстном желании кому-то и что-то доказать. Хотя истинную цену подобным оперативным соединениям военные стран НАТО прекрасно знают.

Первый фактор — внутренний. Пропагандистская составляющая вполне ясна и хорошо вписывается в общеполитическую линию: грозить надменному соседу. Особо грозить нечем, и соседи ближние и дальние не слишком пугливы, но народу такие подробности сообщать не к чему. Картинку по Первому каналу и НТВ покажут — и достаточно.

Но есть тоже внутренний, но гораздо более весомый фактор. Если выходить на моря-океаны, то нужно перевооружение, новые боевые корабли и самолеты. Ведь флот без авиационного сопровождения ничего не стоит. У России вдруг появились стратегические интересы во Вьетнаме, в Латинской Америке, правда, после известных событий и персональных изменений в Венесуэле неясно, что с ними будет, и тем более — в Средиземном море. Если не послать два десантных корабля в сирийский порт Тартус, то как вообще о Сирии можно говорить?!

Это то, чего так ждет и никак не дождется военно-промышленный комплекс. Перевооружение и обновление, строительство новых кораблей и ремонт действующих за безумные деньги — только это и нужно директорам ВПК и тесно с ними связанным генералам и адмиралам. А если деньги польются рекой, как в благословенные советские времена, то режим получит крепкую опору. И это — главное, для чего все это затевается.

И последний, но не по значимости фактор, касающийся уже нашей страны. Черноморский флот, который базируется на нашей территории, будет участвовать в подобных военно-морских экспедициях с неизвестными нам планами и последствиями. Движение кораблей с нашей территории определяется не в Киеве, а в Москве. И как это соотносится с возможными дипломатическими и другими последствиями, никто в нашей столице не задумывается, а следовало бы. Иначе можем по чужой вине попасть в очень неприятную ситуацию. Кстати, такое уже бывало. Об этом нужно было думать тогда, когда рука не дрогнула, подписывая Харьковские соглашения. Теперь и мы с ценами на газ будем оплачивать чужую тоску по былому величию.

КОММЕНТАРИИ

Россия хочет иметь инструмент для демонстрации флага

Александр ГОЛЬЦ, военный эксперт, шеф-редактор «Ежедневного журнала» (ej.ru), Москва:

— Пока что Шойгу говорит не о постоянном присутствии, а о создании Управления средиземноморской группировки — штабной структуры, которая в случае необходимости могла бы обеспечить постоянное присутствие. В Советские времена присутствие в Средиземном море было, по крайней мере, понятно. В случае войны с Соединенными Штатами Средиземноморская эскадра должна была не допустить использования стратегического оружия с атомных подводных лодок и частично с американских авианосцев 6-го флота ВМС США. Предполагалось, что Средиземноморская эскадра в этих условиях должна была погибнуть в течение нескольких минут.

В нынешних условиях можно предположить, что Россия хочет иметь инструмент для демонстрации флага в районе большого Ближнего Востока. Других разумных целей и задач для Средиземноморской эскадры я не вижу.

В отличие от советских времен, российский флот довольно старый. Современных кораблей практически нет. Все силы всего ВМФ Российской Федерации ушли бы на формирование этой эскадры, что мы и видели дважды за последние несколько лет. Хотя это — не разумно.

Если же это будет единственной и главной задачей ВМФ, то ресурсов должно хватить. При этом явно останутся в небрежении другие немаловажные задачи — патрулирование в «пиратских» районах, а также главная задача — поддержка и гарантирование безопасности наших атомных подводных лодок. На мой взгляд, эти две задачи куда более рациональны, чем желание «демонстрировать» флаг в Средиземном море.

Что касается обновления Черноморского флота в Крыму. Там довольно сложные юридические процедуры, связанные с обновлением флота. Думаю, что Россия рассчитывает достичь какого-то согласия с нынешним украинским руководством.

Это серьезный сигнал и для Украины

Игорь ТЕНЮХ, адмирал, бывший командующий ВМС Украины (2006—2010 гг.):

— Отряды сил кораблей Российской Федерации давно не заходили в таком количестве в Средиземное море. Со времен Советского Союза — это первый длительный поход кораблей Северного и Черноморского флотов. В Сирии в г. Тартус находится пункт материально-технического обеспечения кораблей ВМФ России, поэтому нужна демонстрация силы, чтобы показать, что это тоже зона влияния.

Поскольку интересы РФ пересекаются в этих районах с интересами США, НАТО и ЕС — это заявление для внешнего «потребления». Второе, не менее важное задание — показать, что они были, есть и контролируют Черноморский и Средиземноморский бассейны. Это серьезный сигнал также для Украины, чтобы она поняла, что россияне будут присутствовать здесь всегда.

Как известно, Шойгу тоже заявил, что Россия хочет обновить Черноморский флот в количестве 16 надводных кораблей и шести подводных лодок. Но, согласно договорам, существующим между Украиной и Российской Федерацией, последняя не имеет права обновлять вооружение, увеличивать численность техники, что находится на территории Украины, то есть в Крыму. Как поступит нынешнее (украинское. — Ред.) руководство, мне трудно сказать. Но я думаю, что у них хватит ума не допустить этого. Россия будет пытаться это сделать, поскольку ей нужно увеличить присутствие в Севастополе с последующей стратегической идеей — сделать его как Калининград, что не является уже тайной. Как этого можно достичь? Через наращивание военной силы до определенного периода, а позже — поднятие на дипломатический уровень этого вопроса. Но Украина не имеет права допустить этого!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать