В тени выборов в США...
Неделю мир следит за тем, как американская избирательная система вдруг «споткнулась», в результате чего до сих пор неизвестно, как зовут 43-го президента Соединенных Штатов.
Общеизвестно, что ни одна демократия не была совершенной, так же как и ее американская модель. Но выборы в Соединенных Штатах — это шоу, и мир наблюдает за процессом исключительно как за спектаклем, финал которого не может привести ни к каким мировым или региональным катаклизмам. Очевидный кризис избирательной системы США «перекрыл» собой все другие новости, проблемы в мире. С одной стороны, это оправданно, поскольку действительно волнует многих, ибо Соединенные Штаты в любом случае еще долго будут оставаться самой влиятельной страной мира.
С другой стороны — вне внимания обывателей и европейских, и азиатских, и африканских обществ вдруг остались, может быть, намного более важные вещи для их повседневной жизни.
На завтрашний день планировалось провозглашение государства Палестины — что в корне может изменить геополитическую ситуацию не только на Ближнем Востоке, но и в мире. За процессом американских выборов как-то спрятался тот факт, что ни одна из возможных влиятельных сторон (прежде всего США) не имеет какого-либо реального рецепта установления реального мира на Ближнем Востоке. О результатах последних встреч действующего президента США Билла Клинтона с Ясиром Арафатом и Эхудом Бараком не сообщается практически ничего — следовательно, каких-то настоящих договоренностей пока просто не существует.
Ситуация на Ближнем Востоке уже породила недавно нефтяную панику на Западе, и это вполне может продолжиться — исходя из того, что страны—члены ОПЕК не собираются больше повышать квоты на добычу нефти, и маловероятно, чтобы цены на нефть начали внезапно падать. Западная Европа живет в ожидании новых «бензиновых бунтов», как себя поведут биржевые индексы — никто не знает. Как и того, как себя поведет евро, не демонстрирующий готовности расти.
Кажется, Запад поворачивается лицом к Югославии — ей предлагается возобновить членство в ООН и Совете Европы, ей будет предоставляться множество кредитов и программ помощи. Непонятным остается только, как далее поведет себя Запад относительно Косово, независимость которого никогда не примет никакая югославская власть, даже супердемократическая с точки зрения Запада.
Абсолютно неясной остается дальнейшая расстановка сил в треугольнике «Европейский Союз — Украина — Россия». Визит президента Европейской Комиссии Романо Проди в Киев не внес никакой ясности в то, каким ближайшее будущее видится из Брюсселя. Проди был, кажется, предельно честным, не давая никаких публичных обещаний в Киеве, кроме привлечения Украины к процессу переговоров между Россией и Западной Европой о прокладке новых газопроводов. Но ведь все более ясным становится, что как увеличение, так и уменьшение украинской зависимости от России (не столько даже политической, сколько экономической) будет означать необходимость пересмотра всех существующих планов объединения Европы, всех планов создания общей архитектуры безопасности и так далее. И это, как кажется, и для Украины, и для России, и для Запада будет иметь не меньший смысл, чем возможность смены правящей партии в Вашингтоне.
Мир, конечно, ко всему этому вернется — как только забудется избирательная эпопея в Соединенных Штатах. Но подобные сериалы, наверное, тоже нужны.
Выпуск газеты №:
№208, (2000)Section
День Планеты