Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В защите свободы и правды...

Памяти Яцека Куроня
14 июня, 20:43
ФОТО ИЗ «GAZETA WYBORCZA»

Год назад (17 июня 2004 г.) умер Яцек Куронь — польский диссидент, публицист, политик. Его, без сомнения, можно назвать одним из самых известных поляков ХХ века. Даже не зная этого человека, не читая его произведений, можно почувствовать величие того дела, которое было сделано его руками в процессе построения демократии не только в Польше, но и всей Центрально-Восточной Европе. В кругах интеллектуалов единодушно отмечается, что со смертью Яцека Куроня завершилась определенная эпоха, которая была связана с его деятельностью. Важную роль он сыграл в польско-украинском единении, преодолении взаимных стереотипов, решении больных вопросов истории обоих народов, за что был награжден, в частности украинским орденом Ярослава Мудрого.

Яцек Куронь — человек, который нес своей личностью огромный позитив. Он умел вдохновлять других в трудные минуты, никогда не предавал своих убеждений, не боялся трудных дел. Благодаря своему авторитету и харизме, был учителем целой генерации польских демократов. Его соратники и приятели, без сомнения, сохранили только теплые воспоминания о нем. Яцека Куроня называют защитником справедливости, толерантности и солидарности, человеком большой отваги и доброты, сердца и ума, единения и прощения, человеком благородным. Десятки лет он был для многих знаком надежды, веры и любви.

Учил заботиться о свободе своего края и о свободе человека, подчеркивал, что надо не искать конформизма, а следовать честным правилам политической борьбы. Он всегда проявлял искусство единения между народами и показывал пример достойной жизни.

Яцек Куронь родился в 1934 году во Львове. Воспитывался на идеалах польского патриотизма, однако никогда не проявлял нетерпимости ни в отношении к украинцам, ни к евреям, ни к кому бы то ни было. Он никогда не указывал на взаимные обиды, которые были нанесены народами друг другу на протяжении трагических событий общей истории ХХ века, но всегда пытался найти взаимопонимание.

В конце 1950-х годов Яцек Куронь был одним из организаторов «вальтеровского кружка» в польском харцерстве (название «вальтеровцы» происходит от их патрона генерала Кароля Сверчевского с псевдонимом Вальтер). В этом кружке была создана особая атмосфера, которая содействовала воспитанию молодежи. Адам Михник, главный редактор «Газеты Выборчей» и многолетний приятель Яцека Куроня, вспоминает: «Тогда в 57-м, 58-м годах я был одним из воспитанников Яцека, был юношей, который случайно попал в вальтеровское харцерство. Как я запомнил то время? Кроме увлекательных приключений 12 летнего подростка, таких какпостановка палаток и приобретение навыков, запомнилось мне определенное идейное послание этого харцерства... Яцек учил нас: важной является команда, а в этой команде важным является другой человек. Каждый имеет право на собственное мнение и каждое мнение должно быть выслушано. Это — условие существования команды. Эта команда должна изменить мир, одновременно познавая его, — и наоборот, — должна познавать мир, одновременно изменяя его».

В 50-х — 60-х годах Яцек Куронь был увлечен трудами К. Маркса, Ф. Энгельса, Л. Троцкого, но вместе с тем боролся с коммунистической диктатурой, навязанной Польше. Он указывал на то, что идея рабочей революции была предана, что при власти находится партийная бюрократия. Стремился доказать необходимость защиты рабочих, создание органов их самоорганизации. Эти его идеи нашли воплощение в известном «Открытом письме», которое он написал вместе с Каролем Модзелевским. В этом письме проявилась позиция тогдашнего Яцека Куроня, которая очерчивается словами уже упомянутого Адама Михника как «позиция активного неповиновения, позиция участия в публичной жизни, позиция выявления последствий авторитарного управления страной, которое осуществляла команда Гомулки».

Письмо появилось в 1965 году, тогда же был первый арест и первый судебный процесс — Яцек Куронь и Кароль Модзелевский были осуждены к тюремному заключению. После освобождения в 1967 году Яцек Куронь продолжил свою борьбу против режима. В частности, в 1968 году был соорганизатором варшавского протеста студентов и работников университета против запрещения постановки «Дзяди» Адама Мицкевича. Через год он вновь был осужден.

Позднее Яцек Куронь был одним из творцов и безусловным лидером Комитета Защиты Рабочих, который сыграл важную роль в новейшей истории Польши, поскольку именно он дал толчок к демократическим изменениям в стране.

Во время забастовки рабочих Гданьской верфи Яцек Куронь стал одним из советников руководства польской «Солидарности». В 1981 году он опять арестован и осужден, вплоть до амнистии в 1984 г. После выхода на свободу был очень измучен болезнью, а еще больше по причине смерти жены. Тем не менее нашел силы следовать своим убеждениям и не прекращать борьбу с коммунистической властью, будучи одним из наиболее активных деятелей «Солидарности».

В 1989 году Яцек Куронь принимал участие в известном Круглом столе (между тогдашней польской властью и оппозицией). После того, как Польша добилась независимости, он стал одним из наиболее заметных политиков III Речи Посполитой, — как о нем пишут, был тогда «человеком диалога, компромисса, конкретики, реформы». В частности, в 1992 — 1993 гг. состоял на должности министра труда и социальной политики, пытаясь всеми своими силами и при непосредственном своем участии поддерживать наиболее бедные слои населения (известен его принцип того времени: «Если ты имеешь суп, можешь поделиться им с другим. В твоем подъезде, в твоем дворе, в твоем доме живет кто-то, кто нуждается в помощи — попробуй ее оказать»). В 1995 году — он также принимал участие в президентских выборах (занял тогда третье место).

После того, как был плбежден коммунистический режим, Яцек Куронь не прекращал борьбы с несправедливостью. Лех Валенса, в частности, писал о Куроне следующее: «Без него приход к III Речи Посполитой был бы невозможен или долго неправдоподобен. С Яцеком Куронем меня объединяет борьба. Мы довольно быстро пришли к другой эпохе. Эпохе свободы, но это переходный этап, в котором господствует хаос, демагогия и популизм. Ему это не подходило. Он пытался с этим бороться, но болезнь ему помешала... Когда-то я был человеком Старого Завета, использовал основу «зуб за зуб». От Куроня я научился, что нужно побеждать другим способом, он привел меня к Новому Завету».

Конечно, этот краткий обзор деятельности Яцека Куроня затронул только небольшую часть «айсберга» дел, сделанных этим человеком, прежде всего для демократизации польского общества. Яцек Куронь принадлежит к когорте тех личностей, которые вышли из восточноевропейского региона, которые формировали (и далее формируют) общественное мнение не только в своих странах, но и в целой Европе — Ежи Гедройц, Богдан Осадчук, Вацлав Гавел, Чеслав Милош и другие.

В своих произведениях (наиболее известные из которых «Вера и вина» и «Деятельность. Если мы не господствуем над своей жизнью, тогда она господствует над нами») Яцек Куронь показывает, как не стать рабом собственных идеалов, односторонним фанатиком, который неспособен поддерживать диалог. Принципом его жизни был прежде всего поиск компромисса.

Эту основу компромисса, диалога и единения Яцек Куронь вносил в развитие польско-украинских отношений. Еще в период «вальтеровского харцерства» во время путешествий по Бещадам, он со своими воспитанниками встречал следы ужасных событий истории ХХ века, которые там имели место, — брошенные хаты и разрушенные церкви украинских сел, жители которых были принудительно выселены, они слышали польские рассказы о «бандах УПА» и «украинских резунах». Однако своей мудростью Яцек Куронь умел преодолевать взаимные стереотипы и уже тогда, как он вспоминал, те путешествия привели к «драматическому выводу», который сделали «вальтеровцы» — «... украинцы были правы, поскольку боролись за свою независимость». В 1980 году, принимая участие в голодовке в знак протеста против заключения польских и чехословацких оппозиционеров, Яцек Куронь в своих публицистических произведениях проявлял симпатию и солидарность с украинскими диссидентами, подчеркивая неоспоримое право Украины стать независимой. Поиск компромисса и единения в польско-украинских вопросах, как принципиальная позиция Я. Куроня, проявился и во время празднования 60-й годовщины трагических событий на Волыни. Проходившие тогда дискуссии требовали от украинского и польского обществ смелости признать свою вину перед соседом. Яцек Куронь был одним из первых, кто сказал: «Простите нас...» Знаменательным является его письмо к проф. Мирославу Мариновичу, которое было опубликовано в журнале «Ї». В нем он пишет: «... Потомки волынских поляков имеют право отдать долг своим близким и просто соотечественникам, убитым в определенном месте и в определенное время украинцами. Такое именно право имеют потомки, например, Павлокомы и Завадки Мороховской, где убийцами в определенное время были поляки... Мы, как и Вы, исповедуем Евангелие, в котором Иисус обращается — верю в это! — к каждому из нас с призывом не искать соринку в глазу ближнего своего, а искать колоду в глазу своем (пор. Мат 7, 3). Мысль о том, что Евангельские истины не касаются отношений между народами, является нехристианской и противоречит духу Евангелия. Именно по этим причинам я обращаюсь к Вам — уверен, что не только от своего имени — и говорю: простите нам».

Яцек Куронь, без сомнения, относится к тем личностям, кого стоит ставить в ряд авторитетов. У таких людей стоит учиться, стоит продолжать их дело. Поэтому помните о Яцеке Куроне, о его деле защиты свободы и правды...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать