Варшава поддерживает бомбардировки Югославии
Больше всех среди новых членов Альянса![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990519/488-3-4_0.jpg)
В то же время президент Александр Квасьневский и министр иностранных дел Бронислав Геремек неоднократно указывали, что авиаудары направлены не против сербского народа, а против лидера Югославии, который не только преследует албанцев, но и несправедлив к своему народу, сея зерна ненависти в многонациональном государстве. Позицию официальной Варшавы поддерживают более шестидесяти процентов поляков. Свой протест против силового решения конфликта в Югославии с самого начала выражали только два политика: председатель польско-югославской парламентской группы — Изабелля Сераковска из самой большой оппозиционной группировки парламента Союза левых демократов (СЛД), критикующая авиаудары НАТО вопреки позиции своей партии, которая поддерживает в этом вопросе официальную Варшаву, и Ян Лопушанский — лидер крайне правой парламентской группы из четырех депутатов «Наш круг», единственной, выступавшей против вступления Польши в НАТО.
Западные обозреватели считают, что Польша, по сравнению с Чехией и Венгрией, проявляет наибольшую заангажированность в военной операции НАТО в Югославии. На вопрос еженедельника «Ньюсвик», почему Польша с наибольшим энтузиазмом поддерживает авиаудары НАТО, Геремек ответил: «Польшу, вероятно, не радует происходящее в Югославии, но с 1989 года, когда мы начали построение демократического государства, большое внимание уделяем правам человека». Поэтому теперь Варшава отмечает, что самолеты НАТО летают над Югославией не для того, чтобы отстоять нефтяные интересы тех или иных государств, а для того, чтобы защитить права человека — прекратить политику этнических чисток президента Милошевича. Поляки не скрывают, что их заангажированность проистекает также из национальных интересов. Ведущие политики неоднократно повторяли, что в Беларуси существует полумиллионная польская община, и что никто не может сегодня быть уверенным в том, что Лукашенко не захочет последовать своему «аналогу» Милошевичу.
Много внимания уделяется в Польше и вопросу об отношении к балканскому конфликту восточных соседей: Украины, России и Беларуси. Польские журналисты, которые зачастую не могут избавиться от советских стереотипов, не заметили разницу в оценке авиаударов, с одной стороны, Москвой и Минском, а с другой — Киевом. Попытку коммунистических сил Верховной Рады разорвать связи Украины с НАТО польские масс-медиа часто представляют как позицию всей украинской политической элиты. Такому явно ошибочному восприятию фактов противостоят президент Квасьневский и шеф внешнеполитического ведомства Геремек. Квасьневский в очередной раз выступил в роли адвоката Украины перед собственным обществом, объясняя, что Украина вовсе не намерена разрывать связи с НАТО. В то же время глава польского государства неоднократно указывал, что Украина и Россия могут сыграть большую роль в дипломатических попытках завершить войну. Но в отношении России с самого начала авиаударов польские политики не сомневались, что она не сможет послать на Балканы свои войска: как говорил председатель комиссии национальной обороны сейма Бронислав Комаровский, цитируя слова российских генералов времен чеченской войны: «Российская армия напоминает мертвого льва, которого даже обезьяна может дергать за усы».
Выпуск газеты №:
№88, (1999)Section
День Планеты