Важно единство Европы
Три урока, которые мы не должны забывать
За последние десять лет Европейский Союз пережил серию беспрецедентных кризисов, подобные больше не повторятся. Но другие, не менее страшные испытания еще впереди, и мы не должны забывать уроки, которые усвоили во время предыдущих.
Первый урок заключается в том, что единство — это не вариант, а обязательное условие для экономического процветания и политической уместности ЕС. Удивительно, что с 2004 года, когда я стал президентом Европейской Комиссии, количество стран-членов ЕС выросло почти вдвое, из 15 стран на то время до 28 на сегодняшний день.
У нас не было провалов. С 2004 по 2014 год мы увеличили не только ЕС, но и еврозону. Самое важное то, что мы сохранили единство Европы.
Я боролся за это единство, в частности когда защищал, часто вопреки всему, продолжение членства Греции в еврозоне, а также выступая против раскола еврозоны, который предлагали определенные лица. Еврокомиссия пристально следила не только за драматичным влиянием на Грецию «выхода из еврозоны», но и за возможным каскадом финансовых, экономических и политических последствий. В отличие от других, мы никогда не выпускали из поля зрения системные последствия решений, которые касались еврозоны или ЕС.
ЕС — это уже экономическая и политическая реальность, которая требует солидарности и ответственности, — в частности солидарности более успешных стран-членов ЕС и ответственности со стороны стран, которые нуждаются в реформах. Еврокомиссия одинаково твердо требовала этого от всех.
Подобная логика применяется к другой важной проблеме, с которой я столкнулся на протяжении десятилетия своего управления комиссией: необходимость углублять еврозону, в то же время сохраняя целостность самого ЕС. Это будет оставаться критическим вопросом в ближайшем будущем, хотя бы из-за неуверенности, которая окружает статус Соединенного Королевства в нашем союзе.
Допускать гибкость, избегая фрагментации, стало теперь хорошо обоснованным подходом внутри ЕС. Но так было не всегда. Некоторые лица давно отстаивали установление абсолютно обособленной организационной базы для еврозоны. Я все еще убежден, что разноскоростное европейское сотрудничество стало необходимостью, а вот многоуровневой Европы следует избегать любой ценой.
В то время интеграция должна и дальше углубляться, особенно в еврозоне, это можно и нужно делать таким образом, чтобы сохранить целостность единого европейского рынка. К счастью, эта логика была широко принята, что было продемонстрировано решением о том, что следующий президент Европейского Совета (несмотря на то, что он из страны (Польша), которая еще не принадлежит к еврозоне) будет председательствовать на саммитах еврозоны.
Второй усвоенный нами урок заключается в том, что открытость миру — это преимущество, а не препятствие. Что соображение, которое нуждается в подтверждении и политической поддержке, стало фундаментом нашей активной программы касательно торговли. Действительно, это вывело ЕС на передовую усилий относительно либерализации и регуляции международной торговли, предоставляя нам возможность в полной мере пользоваться выгодами глобализации.
Вопрос не только в экономическом богатстве Европы, но и в политической уместности на мировой арене. Одно предусматривает другое, требуя энергичной защиты интересов ЕС и позиций в двусторонних отношениях со стратегическими партнерами и с многонациональными формированиями, такими как Организация Объединенных Наций, Мировая Организация Торговли, G20 (Группа двадцати) и G7 (Группа семи наиболее развитых стран). Если ЕС как целое будет вести международную деятельность, он может помочь сформировать международный порядок.
Работа, которую мы сейчас проводим в Украине, может стать примером этому, как и наши попытки провести глобальную кампанию по урегулированию финансового кризиса 2008—2009 гг., а именно благодаря коллективному противостоянию привлекательности протекционизма. Именно по инициативе ЕС мир действовал согласованно и убедительно, собрав саммит лидеров G20, на который съехались главы государств или правительств.
С тех пор G20 стала первым форумом по координации экономической политики между странами-членами, придавая конкретные формы многим идеям (например, относительно структуры сбалансированного и стабильного роста, относительно финансовой регулирования и инспектирования, а также относительно деятельности против уклонения от уплаты налогов и махинаций), которые предложил ЕС. Возникновение G20 трансформировало всю глобальную систему и однозначно помогло предотвратить реализацию худших сценариев последствий кризиса.
Третий урок заключается в том, что для создания более сильной — институционно, политически и экономически — Европы необходимы непрерывные реформы. Достойное внедрение важных реформ уровня ЕС дало возможность Европе преодолеть наиболее экзистенциальную фазу кризиса. Система экономического управления, которую мы наладили, гарантирует, что страны-члены ЕС наводят порядок в государственном финансировании, увеличивают свою конкурентоспособность и выравнивают макроэкономические дисбалансы. Мы создали инструменты, необходимые для помощи странам, которые подверглись стрессу, а программы приспособления принесли результаты.
Коротко говоря, мы ухватились за момент кризиса, чтобы обеспечить структурный подход к решению проблем, с которыми столкнулись, в частности, стабилизировав европейский банковский союз. Шаг за шагом, несмотря на сильное сопротивление, мы изменили правила, которыми руководствуются финансовые учреждения, учреждения, которые следят за банковскими операциями, и механизмы для координации резолюции обанкротившихся банков.
Вместе взятые реформы, принятые с начала кризиса, изменили законодательную базу и систему надзора и регуляции европейских экономик и финансового сектора. Была создана структура. Теперь нужно лишь всецело ее применять.
Однако мы должны продолжать проведение структурных реформ на национальном уровне. Мы видим, что страны, которые продвинулись в этом больше всего, теперь имеют лучшие экономические перспективы. Мы не должны останавливаться на достигнутом. В конце концов, экономический кризис еще не полностью побежден. Мы не должны воспринимать как должное достигнутый прогресс. Политические решения имеют значение, а ошибки имеют свои последствия.
В конце десятилетнего срока на посту президента Европейской Комиссии я могу с уверенностью утверждать, что Европа продемонстрировала чрезвычайную гибкость. Мы показали, что силы интеграции сильнее сил фрагментации. Несмотря на все проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться, — а в действительности, частично благодаря им — Европа остается целостной и открытой, и теперь она еще сильнее и способна лучше противостоять глобализации.
Проект Синдикат специально для «Дня»
Жозе Мануэл БАРРОЗУ, действующий президент Европейской Комиссии (до 1 ноября 2014 года)
Выпуск газеты №:
№198, (2014)Section
День Планеты