Вертикаль Назарбаева
Власть и бизнес в Казахстане
Незадолго до парламентских выборов в Казахстане, назначенных на 19 сентября, сообщения о налоговых проверках в ряде крупных банков страны и публичные нападки советника президента Ермухамета Ертысбаева на главу «Казкоммерцбанка» Нуржана Субханбердина заставили ряд обозревателей говорить о начале казахстанского «дела ЮКОСа». Повод для аналогий дала статья господина Ертысбаева, в которой он назвал Субханбердина «казахстанским Ходорковским», идейным организатором и спонсором партии «Ак Жол». «Вложить, скажем, млн. в «Ак Жол» и заработать миллиард — через парламентское большинство и акжоловского премьера. Таковы первоначальные планы... Игра стоит свеч, но это опасная игра. Потому что Путин в России выгнал Березовского и Гусинского, а Ходорковский вообще в «Матросской тишине», — заявил Ертысбаев. В тонкостях взаимодействия бизнеса и политики у наших партнеров по Единому экономическому пространству «Дню» помогал разобраться директор Группы оценки рисков Досым САТПАЕВ.
БИЗНЕС: ЛОЯЛЬНОСТЬ В «ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ»
«Нуржан Субханбердин долгое время был достаточно закрытой фигурой и тем более никогда не играл роли публичного политика, — говорит эксперт. — В то же время, он представляет интересы так называемой группы «Казкоммерцбанка», одной из влиятельных групп давления в политической и бизнес-элите Казахстана. В эту группу входят в том числе руководители партии «Ак Жол», а также некоторые СМИ. Между тем сравнение Субханбердина с Ходорковским является чрезвычайно натянутым. К советнику президента страны Ермухамету Ертысбаеву и его словам не стоит относиться слишком серьезно: это не влиятельная персона в стране. Как говорил Станислав Ежи Лец, «болото иногда создает ощущение глубины». Ертысбаев лишь инструмент в руках президента, с помощью которого тот иногда зондирует общественное мнение.
Ситуация с крупнейшим банком Казахстана «Казкоммерцбанк» вряд ли тянет на «дело ЮКОСа». Во-первых, потому, что «Ак Жол» не представляет никакой угрозы президенту, который признал эту партию в качестве конструктивной оппозиции. Во-вторых, Субханбердин — не Ходорковский, который вырос при олигархическом беспределе времен Ельцина и решил бросить вызов усилению президентской вертикали Путина, переоценив свои силы.
Впрочем, не так давно во время встречи с журналистами президент Казахстана для профилактики еще раз напомнил всем представителям бизнес-элиты страны, что казахстанские олигархи должны сконцентрироваться на решении экономических проблем и создании новых рабочих мест, а не заниматься политикой, как это произошло в России. Думаю, все хорошо поняли намек.
Как это ни странно, но еще до известного «дела ЮКОСа» в России в Казахстане уже были аналогичные сценарии подавления чрезмерной строптивости некоторых представителей казахстанской политической и бизнес- элиты. Несколько лет назад, в первую очередь из-за политической и финансовой поддержки оппозиционного движения «Демократический выбор Казахстана», в тюрьме по коррупционным обвинениям оказались бывший аким Павлодарской области Галымжан Жакиянов и крупный представитель бизнес-элиты Мухтар Аблязов. Первый до сих пор сидит, а второй был выпущен после покаяния. Но это скорее исключение, чем правило. После таких прецедентов президент Назарбаев лишь усилил контроль за бизнес-элитой.
В отличие от нашего северного соседа, где был период чрезвычайного влияния олигархов на процесс принятия политических решений, в Казахстане никогда не ослаблялась жесткая президентская вертикаль, которая держала местную бизнес-элиту в «ежовых рукавицах». И любая попытка вырваться из президентских рук каралась достаточно сурово».
Досым Сатпаев не спешит говорить о начале перетряски бизнеса в Казахстане. «В нашей стране уже сложился баланс сил и влияния между различными финансово-промышленными группами, — уверяет он. — На текущий политический момент маловероятно, что в Казахстане произойдет крупная перетряска бизнеса, который в основной своей массе лоялен к президенту. Максимум, что может произойти, так это уход Нуржана Субханбердина из «Казкоммерцбанка» по решению президента. Речь идет лишь об очередной показательной порке. При этом сам «Казкоммерцбанк» не будет ликвидирован по простой причине. Это любимое детище президента, «визитная карточка» достаточно эффективной банковской системы Казахстана, которая, честно говоря, в немалой степени выстраивалась под этот банк».
ВЛАСТЬ: ПОЛИТИКА «ЧАЙНОЙ ЛОЖКИ»
В то время как советник президента Назарбаева обрушился на «Ак Жол» с бурной критикой, сам глава государства объявил о начале политической реформы, положения которой (повышение роли парламента) были изложены в программе… партии «Ак Жол». Эту политическую силу иногда называют проектом власти, созданным для ослабления радикальной оппозиции — партии «Демократический выбор Казахстана». Действительно, несколько лет назад после раскола ДВК часть членов этой партии и создала «Ак Жол». Однако Досым Сатпаев заявляет, что «Ак Жол» не является проектом политтехнологов из администрации президента Казахстана. «В первое время президент относился к этой партии достаточно настороженно. Но впоследствии им было принято решение «из лимона сделать лимонад», что привело к признанию «Ак Жол» в качестве легальной политической силы, умеренно оппозиционной, но по отношению не к президенту, а к некоторым направлениям политических и экономических реформ, — рассказывает аналитик. — Для президента более выгодно держать амбициозных политиков возле себя, чем выталкивать их на политическую периферию, пополняя ряды радикальной оппозиции. Что касается ДВК, то в противовес этой партии используется не «Ак Жол», который наладил достаточно неплохие партнерские связи с «Демвыбором», а искусственно созданные партийные образования в лице Демократической партии Казахстана или Коммунистической народной партии Казахстана.
Стоит отметить, что в самой администрации не существует единства взглядов по поводу развития партийной системы страны и идет скрытая борьба между казахстанскими «голубями» и «ястребами». Первые исходят из того, что в Казахстане необходимо формировать управляемую демократию со всеми ее атрибутами, но при сохранении контрольно-регулирующей роли за политической элитой. Вторые опасаются, что после активизации определенной части политической и бизнес- элиты ситуация выйдет из-под контроля, а следовательно, пора закручивать гайки.
Предложения президента Казахстана по проведению политических реформ скорее являются перехватом инициативы у оппозиции, чем началом диалога с ней. Нурсултан Назарбаев понимает, что лучше управлять политическим процессом, чем пускать его на самотек. Поэтому была избрана политика «чайной ложки», когда в общество выбрасываются небольшие дозы реформаторских идей для достижения трех целей. Во-первых, снизить количество лозунгов у оппозиции касательно политических реформ. Во-вторых, повысить имидж Казахстана в глазах мирового сообщества, особенно на фоне раздувающегося коррупционного скандала «Казахгейт» (обвинения высшего руководства страны в получении взяток от американских нефтяных компаний. — Авт. ). В-третьих, оставить за президентом возможность самому определять масштабы и темпы политических реформ».
По мнению Досыма Сатпаева, маловероятно, что при президенте Назарбаеве оппозиция сможет стать реальной силой в Казахстане. «Это видно хотя бы по выстраиванию партийного поля, где создаются все условия для пропрезидентских партий, которые и получат большинство в парламенте после выборов 19 сентября. Если исходить из того, что президент страны официально заявил о своем желании участвовать в президентских выборах 2006 года, победа на которых ему гарантирована, то шансы оппозиции влиять на политические процессы в стране будут достаточно сомнительными».
Между тем активное продвижение дочери президента Назарбаева Дариги с ее партией «Асар» заставило ряд аналитиков предрекать непростые баталии в окружении главы государства. «Перестановки сил возможны после парламентских выборов, и они могут коснуться администрации президента, а также правительства, — говорит Досым Сатпаев. — Сейчас обсуждаются перспективы Дариги Назарбаевой занять пост спикера нижней палаты, что не так вероятно, как кажется на первый взгляд. Не стоит забывать, что она только делает первые шаги в качестве публичного политика, и парламентская деятельность будет для нее хорошей политической школой.
Президента Казахстана сейчас беспокоят две проблемы. Первая связана с необходимостью сохранения пропрезидентского партийного поля и получения им парламентского большинства после выборов. Вторая проблема состоит в том, чтобы сами выборы прошли без скандалов и серьезных нарушений, тем самым получив признание со стороны международного сообщества.
Маловероятно, что после выборов сильно изменится распределение полномочий между парламентом и президентом. В Казахстане сохранится дисбаланс между ветвями власти в пользу жесткой президентской вертикали. Парламентские выборы 2004 года являются генеральной репетицией президентских выборов 2006-го. Это значит, что после выборов в парламент возможны изменения в партийном поле страны: исчезнут одни политические партии и консолидируются другие. В то же время, введение выборности руководителей поселков и городов (предполагаемое политреформой. — Авт. ) может перенести политическую активность на уровень регионов, что также оживит политическую жизнь Казахстана. Лично меня интересует конечный результат эволюции партийной системы Казахстана либо в сторону двухпартийной системы, либо в пользу многопартийной с доминирующей партией. Вся интрига заключается в том, какая из двух основных пропрезидентских партий — «Отан» (классическое номенклатурное объединение. — Авт. ) или новый проект Дариги Назарбаевой «Асар» — станет этой самой доминирующей силой».
Выпуск газеты №:
№136, (2004)Section
День Планеты