Ветер перемен в православии
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050527/494-3-1.jpg)
В Стамбуле (Константинополь) завершился Собор глав и представителей помесных православных церквей, которые по приглашению Вселенского патриарха Варфоломея I собрались для рассмотрения проблемы Иерусалимского патриарха Иринея I. Перед тем, как уже сообщалось, иерархи Иерусалимской церкви преобладающим числом голосов низложили своего иерарха, обвинив его в незаконной и тайной продаже земли в Старом Иерусалиме (стоимость участка — 1 млн. долларов). Константинопольский Собор был очень представительным: присутствовали посланники всех православных церквей, существующих в мире.
Стоит отметить, что такое собрание ведущих православных иерархов — явление отнюдь не частое. О периодичности православных соборов можно судить хотя бы по тому, что последний Вселенский собор состоялся в 787 году. Экстраординарными можно считать также «повестку дня» и принятое решение. Ибо без специальных изысканий трудно вспомнить последний собор, на котором обсуждалось бы поведение, поступки патриарха одной из независимых церквей, тем более — Иерусалимской церкви, которая считается матерью всех других. Еще более удивительным является вердикт Стамбульского собора: 1) согласиться с решением иерусалимской иерархии об устранении от «должности» патриарха Иринея І; 2) исключить его из диптихов, т.е. из «списков» предстоятелей всех православных церквей, за здравие которых молятся в храмах православные всего мира.
Стоит привести некоторые дополнительные пояснения. Ириней признан виновным не только в том, что тайно продал участок «святой земли». Дело в том, что право собственности на иерусалимские земли — это один из чрезвычайно сложных и болезненных вопросов, которые уже несколько лет дискутируются правительствами Израиля и Палестины и должны стать частью возможного урегулирования. Нужно принять во внимание и то, что большинство православных верующих (их всего около 100 тыс.) Иерусалимского патриархата — арабы, а земля была продана американскому еврею. Арабы усматривают в этом политическую акцию и даже предательство. К тому же, все восточные православные иерархи также симпатизируют арабам, а не израильтянам — отсюда очевидно то единогласие, с которым Иерусалимского патриарха отрешили — на всех уровнях — от патриаршества.
Что будет дальше? В Иерусалимской церкви изберут так называемого местоблюстителя патриаршего престола (временный заместитель патриарха), и начнется подготовка к выборам нового предстоятеля. Предполагается, что это внутреннее дело церкви, хотя можно прогнозировать давление со стороны других церквей — Греческой, Русской, а также, безусловно, Вселенского патриарха. Это не удивительно: статус Иерусалимской церкви очень высок, ибо она является главной хранительницей Гроба Господня. Может быть, именно по этой причине ситуация в Иерусалимской церкви привлекла такое пристальное внимание многих западных СМИ.
Оптимисты, безусловно, могут считать недавний Константинопольский (Стамбульский) собор первой весточкой реанимации застывшей в неподвижности всеправославной жизни. То, что высокие иерархи немедленно съехались по приглашению Вселенского патриарха, чтобы «вмешаться в дела» независимой православной церкви — дорогого стоит! Возможно, нам давно следует пригласить в Киев предстоятелей всех православных церквей ради того, чтобы они дали ответ на один единственный «простой» вопрос: «Достойно украинское православие статуса автокефальной церкви или нет?»
Выпуск газеты №:
№94, (2005)Section
День Планеты