«Веймарский треугольник»
Несколько месяцев назад генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен называл аннексию Крыма Россией «тревожным звонком» для Запада. С тех пор европейцы и американцы медленно, но неуклонно усилили экономические винтики относительно России.
Но в поражающем контрасте с общей сплоченностью, проявленной на фронте, военный ответ Запада на новую агрессивность России в так называемом «ближнем зарубежье» был несогласованный и неохотный. В недавнем докладе Комитета обороны Палаты общин Соединенного Королевства утверждается, что «НАТО сегодня не очень хорошо подготовлено к российской угрозе против государства — члена НАТО». А это вызывает серьезную обеспокоенность у членов НАТО, близких к России, следовательно союзники должны послать недвусмысленный сигнал Президенту России Владимиру Путину, когда они встретятся в Уэльсе завтра: территория НАТО — неприкосновенна.
Надо отметить, что Расмуссен постоянно подчеркивает, что каждый союзник в той или иной форме способствует укреплению коллективной обороны. Но в то время, как некоторые союзники заметно активизировали свои обязательства, отправив солдат или дополнительные истребители, другие ограничились предоставлением незначительных возможностей. Таким образом, Соединенные Штаты несут основную нагрузку по обнадеживанию стран-членов НАТО в Центральной и Восточной Европе.
Выступая в Варшаве в начале этого года, Президент США Барак Обама представил свою инициативу, программу на сумму $1 млрд, направленную в поддержку обороны союзников НАТО, близких к российской границе. Хотя его заявление не совсем оправдало надежды многих в Польше и странах Балтии, Обама пообещал, что эти союзники получат «американские войска на своей территории» — подразделения на ротационной основе, которые будут проводить регулярные учения.
Другими словами, нет ничего особо «европейского» в этой инициативе. Она не «возглавляется» США, а, в сущности, чисто американская инициатива без европейских стран, за исключением участвующих стран. Хотя американский взнос остается незаменимым для надежного сдерживания российской агрессии, отсутствие четких европейских обязательств предоставить войска подчеркивает давний вопрос о распределении груза между США и Европой. Если европейцы не могут встретить такого рода вызов на их родной земле, как могут американцы ожидать, что они станут надежными партнерами для решения проблем в других местах?
Будущий саммит НАТО предоставляет возможность Европе продемонстрировать благосклонность к коллективной обороне, более сильной европейской оборонной позиции и трансатлантическому альянсу. Вместо того чтобы добавлять некоторые рассеянные косметические возможности, европейские члены НАТО должны по крайней мере равняться на усилия США и предоставить дополнительные € 1 млрд ($ 1,3 млрд) для мероприятий по убеждению. В перспективе эта сумма почти равняется тому, что Германия в последние годы сама ежегодно тратит как взнос в Международные силы содействия безопасности в Афганистане.
Страны так называемого Веймарского треугольника — Франция, Германия и Польша — хорошо подходят для того, чтобы возглавить такие усилия. Три крупные страны в центре Европы должны укомплектовать региональные штаб-квартиры, которые будут служить в качестве основы для планирования обороны, учений и поддержки ротационных американских войск.
Польша уже давно призывала к увеличению количества союзных войск на своей территории и будет готова предоставить штаб-квартиры для такого европейского вклада. Скорее всего, речь идет о модернизации штаб-квартиры Северо-восточного многонационального корпуса в Щецине, который мог бы принять французский контингент, вдобавок к датским, немецким и польским войскам, которые сегодня составляют ядро корпуса. Хотя это не удовлетворит все польские пожелания, но это стало бы важным шагом на пути к более справедливому распределению груза между странами НАТО.
Хотя Германия, которую долго обвиняли в том, что «она обнимается с медведем», в последнее время стала намного жестче к России, немецкие политики продолжают выступать против новых баз или постоянных структур в Польше или странах Балтии, побаиваясь подлить масла в огонь. Без этих двух важных соседей Германия вряд ли будет принимать участие в миссии при участии ротационных подразделений, которые будут базироваться постоянно.
Однако участие Германии послало бы сильный сигнал не только Кремлю, но и его союзникам. Такие видимые оборонные обязательства позволят Германии, которую иногда подозревают в поиске нейтралитета, осуществлять новые дипломатические отношения с Россией.
Франция в итоге стала мишенью резкой критики из-за ее намерения поставить два военных корабля Mistral, построенных для российского правительства. Благодаря значительному вкладу в Европейскую поддержку, своим участием в расширении присутствия НАТО в Щецине Франция бы продемонстрировала, что она как и раньше предана защите своих союзников в соседстве с Россией. Это закрепило бы ее европейское лидерство в вопросах обороны и помогло создать большую коалицию для предоставления дополнительной поддержки Веймарскому треугольнику. Действительно, такая европейская сила может стать важным шагом на пути к Europe de la defense (Европы, которая может обороняться), идее, которой Франция была предана в течение длительного времени.
Самое главное, такая европейская инициатива, которая должна быть открыта для других стран, а также четко подчеркивать, что Европа готова внести справедливую долю в коллективную оборону, — станет сигналом, который США будут приветствовать с энтузиазмом. Учитывая нынешний беспорядок в мире и несколько серьезных кризисов по соседству с Европой, это может стать одним из немногих позитивных событий 2014 года.
Проект Синдикат для «Дня», перевод Мыколы СИРУКА, «День»
Тобиас БУНДЕ, руководитель отдела политики и анализа Мюнхенской конференции по безопасности.
Доминик ЯНКОВСКИЙ, руководитель отдела международного анализа в Бюро национальной безопасности Польши.
Мартин МИШЛО, внештатный сотрудник парижского офиса Фонда Маршалла.
Выпуск газеты №:
№162, (2014)Section
День Планеты