Визит Гройсмана. Безопасностное измерение
Николя ТЕНЗЕР: Президент Олланд и премьер-министр Вальс должны яснее заявить о препятствиях, которые создает путинская Россия для установления мира в Украине
Начался первый двухдневный визит премьер-министра Украины Владимира Гройсмана во Французскую Республику. После встречи с высшим руководством сегодня глава украинского правительства примет участие в бизнес-форуме, который многократно откладывался. Если Президент Украины Петр Порошенко бывал едва ли не десять раз во Франции за последние два года и решал вопросы, связанные с Минскими договоренностями, то задача Гройсмана заключается в привлечении французского бизнеса, инвестиций в нашу страну.
«День» решил расспросить директора Парижского центра изучения и осмысления политических решений (CERAP) Николя Тензера, какие ожидания у французской стороны в связи с этим визитом украинского премьера, и что со своей стороны должно продемонстрировать высшее руководство Франции Украине, которая стремится интегрироваться в ЕС и в то же время ведет борьбу против российской агрессии на Донбассе.
«БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО ОЖИДАЕТ БОЛЬШЕЙ ЯСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ БУДУЩЕГО УКРАИНЫ»
— В принципе, я думаю, что французские эксперты и в частности бизнес-сообщество ожидает большей ясности относительно будущего Украины. Даже если после Майдана экономическое и финансовое положение улучшилось, и если правительство выглядит более преданным укреплению структурных реформ, особенно борьбе с коррупцией и воплощению верховенства права во всех украинских учреждениях, все равно есть место для улучшения. Олигархи все еще остаются сильными и влиятельными, а парламент не стал образцовым; правосудие нуждается в большей независимости и эффективности, а также должно быть больше доверия в отношениях между иностранными инвесторами и государственными структурами и местными органами власти. Даже если ситуация не так плоха, как, например, в России, много инвесторов, как и раньше, чувствуют риск при инвестировании в Украину. Условия для семей бизнесменов также являются не очень хорошими, и это, в частности, касается выдачи им виз. Другими словами, нет настоящего стимула. Следовательно, даже если много людей недостаточно одобряют настоящие усилия, к которым прибегает украинское правительство в очень сложной ситуации из-за войны, которую ведет Россия, ожидается, что премьер-министр Гройсман даст некоторые четкие сигналы как относительно облегчения условий для ведения бизнеса в Украине, так и улучшения условий для FDI (прямых иностранных инвестиций). Нужно больше видимых признаков того, что с коррупцией ведется борьба. Мы все знаем, что инвестиции крайне необходимы в Украине и что это предоставляет в долгосрочной перспективе очень выгодные возможности для бизнеса. Как бы это не было трудно признавать, война не может рассматриваться как повод для инвесторов, которые склонны рисковать.
«ФРАНЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ БОЛЕЕ ОТКРОВЕННОЙ В ОСУЖДЕНИИ НАРУШЕНИЯ РОССИЕЙ МИНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ»
— Как в целом вы можете охарактеризовать украинско-французские отношения?
— Эти отношения являются достаточно хорошими, но, к сожалению, многие люди, в том числе в деловых кругах, знают недостаточно об Украине. Многие никогда не бывали в Киеве и украинских регионах. Скажу прямо: имидж Украины не очень хороший во Франции, конечно, из-за пропаганды России, но и также из-за коррупции и роли олигархов. Очень жалко, что многие люди не видят реальную разницу между Россией и Украиной. Я думаю, что в целом французское правительство занимало правильную позицию в отношении Украины и сделало много усилий в содействии реализации Минских соглашений (даже если, как я уже говорил «Дню», они обречены на провал из-за Москвы), чтобы уменьшить число жертв в войне. Это был первый приоритет по гуманитарным соображениям. Майдан также вызывал некоторые настоящие симпатии среди правозащитников и борцов за свободу во Франции, но там нет настоящей «украинской группы поддержки», как я часто указывал. Возможно, многие люди больше осознают, из-за военных преступлений, совершенных Россией в Сирии, для чего был нужен Майдан, и они лучше поняли, что Россия — это реальная угроза для Европы. Наступило время прибегнуть к еще большим усилиям по созданию условий для настоящего сочувствия Украине. Сейчас, по моему мнению, Франция должна быть более откровенной в осуждении нарушения Россией Минских соглашений и не пытаться балансировать, указывая на ответственность обеих сторон, поскольку это в действительности несправедливо. Опять же, Россия в подавляющем большинстве случаев несет ответственность за нереализацию Минска, и премьер-министр Гройсман может это повторить, так как Президент Петр Порошенко также отметил, что справедливые выборы в Донбассе не могут проводиться в нынешней ситуации.
«ВАЖНО ДЛЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ВЛАСТИ ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРИТЬ, ЧТО КРЫМ — ЭТО УКРАИНА»
— Можно ли ожидать какой-то прорыв в двусторонних отношениях в ходе этого визита украинского премьера и участия в бизнес-форуме?
— Я не вижу никакого решающего прорыва, потому что, во-первых, Украина, вероятно, не готова сделать некоторые существенные объявления относительно новой волны реформ. Если Гройсман облегчить ситуацию с визами для французских предпринимателей, то это уже было бы хорошей новостью. Во-вторых, для Франции было бы сложно отказываться от Минских соглашений, это также было бы выгодно Украине, поскольку привело бы к новой эскалации войны или даже усилению обстрелов позиций Украины со стороны пророссийских сил. Таким образом, по многим причинам нет оснований ожидать любую новую дипломатическую инициативу: (выборы во Франции, недовольство в рамках немецкой коалиции, выборы в США и отсутствие готовности Вашингтона о военном вмешательстве). Однако, я думаю, что и президент Олланд, и премьер-министр Вальс могут выразить большее понимание ситуации в Украине и должны яснее заявить о препятствиях, которые создает путинская Россия для установления мира в Украине. Они могли бы также вспомнить и осудить препятствия, созданные Россией относительно миссии ОБСЕ по мониторингу в Украине и быть более четкими относительно действий России на Донбассе, где почти каждый день мы, к сожалению, оплакиваем убийство украинских солдат. Также важно для французской власти еще раз повторить, что Крым — это Украина и повысить уровень осведомленности о нарушении прав человека татарского меньшинства. Украина заслуживает нашей полной поддержки в ее усилиях, даже если мы также должны оценить то, что все еще идет не так в экономической сфере
Выпуск газеты №:
№195-196, (2016)Section
День Планеты