Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Владимир ВОЙНОВИЧ: «В некоторых случаях государственная премия дается за заслуги, а не за услуги»

14 июня, 00:00

Конкретный повод — его последний роман «Монументальная пропаганда».

Наша газета спешит поздравить знаменитого литератора и заодно поинтересоваться его отношением к этому парадоксальному факту.

— Думали ли вы 20 лет назад, когда вас выдворяли за пределы Советского Союза за вашу литературную деятельность, что потом, за нее же вы получите награду?

— Я, конечно, так не думал. Я только был уверен, что вернусь. Но в любом случае, возвращение было для меня большей наградой, чем премия. А по поводу премии могу вам честно признаться: в принципе, государство не должно вмешиваться в литературу. Премии не обязательно должны быть государственными. Когда писатели и артисты бедствуют — другое дело. В этом случае государству стоит их поддерживать.

Но поддержка всегда может превратиться в диктат. В данном случае этого нет. Советское же государство четко ставило в известность: если ты будешь писать так-то и так-то, то получишь то-то и то-то. Чтобы получить государственную премию нужно было государству угодить. Я, как вы понимаете, угодить государству не пытался. Скорее, наоборот.

Сейчас тоже самое. Я, например, открыто говорю журналистам, что за Путина не голосовал. Недавно я высмеивал новый гимн, который на половину старого образца. Я издевался над этим гимном и был уверен, что мне премии не видать. Но мне ее дали. И это говорит о том, что премия эта в некоторых случаях дается за заслуги, а не за услуги.

— Вы теперь относитесь к небольшому кругу художников сатирического склада, которые, если так можно выразиться, за свой неблагодарный труд получили благодарность.

— Но я не могу сказать, что для меня все трудности закончились. Недавно я написал в газете «Известия», что западным немцам повезло, что победили союзники. В «Литературной газете» тут же появилась статья, где утверждалось, что я воспеваю самые черные силы, регулярно общаясь с немцами, воевавшими против Советского Союза. А я с ними не общаюсь. Это сложно сделать даже по той причине, что они уже умерли. У нас преследует сатирика не только государство но и так называемые простые граждане. Они с трудом выдерживает критический взгляд на многие вещи. В том числе и на себя.

— Как вы относитесь к тоталитарным тенденциям в российской политике? Самые забавные признаки этого буквально по мотивам ваших произведений: открыта фабрика по производству бюстов Владимира Путина, парад в Москве юношей в футболках с его именем и т.п.

— Это вызывает у меня отвращение. Кумиротворение — наша старая болезнь. Действительно, это тема проходит через многие мои произведения. Но тут не все идет сверху. Таким образом отражается любовь нашего народа к начальству. Есть отдельные люди, которые любят быть вожаками, а есть огромное число людей, которые обожают быть частью толпы. Они в единогласии находят приятность. Вероятно, так они чувствуют себя сильнее.

— Сколько ваше перо поработало, чтобы сделать уродливые «тоталитарные проявления — смешными. Однако самое смешное, что все это начинает повторяться. Первый раз, когда мы с вами встречались в ноябре 99-го, в ельцинскую эпоху, такое и в голову не могло придти. Вас, наверное, замучили сейчас просьбами дать прогноз?

— Да. Я обычно отсылаю к страницам «Москвы 2042». Однако дойдет ли реальность до описанного там абсурда — неизвестно. Мне самому хочется верить, что подобного не случится. Я надеюсь, что мои прогнозы не сбудутся. Может быть, и приятно, когда говорят: «Вот молодец, вот предугадал-то!» Но я бы не хотел этого.

— Как вы относитесь к тенденции сближения Украины с Россией?

— Прекрасно. Есть определенное сближение и с Европой. Но Путин говорит и так, и сяк, другие проклинают Европу, а либералы призывают у нее учиться. В какой-то степени Россия приблизилась к Европе и пока покончила со своим тоталитарным прошлым. Я уверен, если в ближайшие 50 лет не произойдет мировая война, то и Россия, и Украина вплотную приблизятся к Европе. Я надеюсь, что здравый смысл возобладает. Мир вообще развивается очень медленно. И средневековье было везде средневековьем. Но постепенно в той же Европе возобладал прагматизм, который можно выразить простыми словами: я не буду делать плохого, потому что в ответ мне тоже сделают плохо. Установились приемлемые нормы человеческого общежития. Выяснилось, что жить по цивилизованным законам удобнее. Люди к этому шли сотни лет. Таков нормальный путь развития.

— Можно надеяться на то, что Россия и Украина «разовьются» по той простой причине, что им деваться некуда...

— Вот именно. Земля не такая уж большая планета...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать