Внутриполитический «тендер» Евросоюза
В Берлине закрылась Международная выставка авиации и космонавтики, похоронившая надежды Украины и России, связанные с проектом АН-7Х — военно-транспортного самолета совместной разработки, которой долгое время симпатизировало немецкое правительство. Победителем вышел европейский консорциум «Эйрбас» с моделью А400М. Еще за два дня до этого влиятельная газета «Вельт» со ссылкой на информационные источники в Министерстве обороны ФРГ, писала, что предпочтение отдается «Антонову». Подчеркивалось, что одной из главных причин является стоимость украинско-российского ВТС. Для приобретения новой модели транспортного самолета Минобороны располагает 12,9 млрд. марок. По расчетам их хватает на закупку 56-ти А400М или же 70 – ти АН-7Х. Однако верх взяли соображения, в первую очередь касающиеся внутренней политики Европейского Союза.
Давление со стороны Франции и Великобритании оказалось сильнее заинтересованности Берлина в углублении связей с Украиной. Не секрет, что одним из факторов интереса к Антонову являлось стремление Германии привлечь бывшую советскую республику к более тесному сотрудничеству с западноевропейскими оборонными структурами (особенно принимая во внимание интерес Киева к НАТО) и вывести ее из орбиты российского влияния.
После прихода к власти правительства Герхарда Шредера в отношениях между Францией и ФРГ наступило ощутимое похолодание. Взаимного контакта и симпатии, которые характеризовали контакты Коля с Миттераном, у нового немецкого канцлера с президентом Франции Жаком Шираком и премьер-министром Лионелем Жоспеном не получилось. Снижение же оборотов немецко-французского «мотора» европейской интеграции оказывает негативное влияние на само развитие Евросоюза, особенно накануне запланированного его расширения на Восток. Были необходимы новые импульсы, и одним из них стало решение в пользу «Эйрбас», штаб-квартира которого расположена во французском городе Тулузе. После согласия Лондона принять участие в создании западноевропейского военно-транспортного самолета, продолжать фаворизировать совместный проект Антонова Берлину было просто не по силам: английская холодность в отношении к любому европейскому замыслу уже давно стала притчей во языцех, и отвергать протянутую Альбионом руку было бы самоубийственным для всего Европейского Союза.
Итак, А400М вышел победителем. Германия изъявила желание закупить 75 машин, Франция — 50. А400М должен заменить устаревшие американские самолеты Hercules (С-130) и Transall (С-160). Машина, размахом крыльев в 42,4 м, длиной в 42,2 м и высотой в 14,7 м, будет оснащена четырьмя двигателями Turboprop (новинкой «Эйрбас»). Ее вес будет достигать 130 тонн при грузоподъемности в 37 тонн. При сравнении с «Геркулесом» европейская модель выглядит предпочтительнее: 356 кубических метров грузового отсека почти вдвое превосходят возможности американского соперника. При загрузке в 23,5 тонн А400М может совершить перелет в 5700 километров, «Геркулес» — 4800. Правда, при загрузке более 30 тонн А400М будет нуждаться в дозаправке при расстояниях, превышающих 4400 км, которая может быть произведена во время полета. Цена машины колеблется между $80 и 85 млн. — порядком выше, чем АН-7Х (около $50 млн.).
Принятое на французско-немецком саммите решение поприветствовал германский член консорциума «Эйрбас» Daimler Chrysler Aerospace (DASA). Один из представителей DASA заявил, что благодаря А400М в немецком авиационном секторе смогут быть созданы 10 тысяч новых рабочих мест.
Клаус Ниттингер, руководитель одного из предприятий «Роллс Ройса» по производству двигателей в Германии, заявил на Международной выставке авиации и космонавтики: «В обозримом будущем российские производители двигателей не смогут представлять серьезную конкуренцию на международном рынке». Похоже, что Украине следует отнести это мнение и на свой счет.
Выпуск газеты №:
№106, (2000)Section
День Планеты