Военные vs Морси
Игорь СЕМИВОЛОС: «Всему миру было бы лучше, чтобы в Египте достигли компромисса и демократический процесс не прекращался»
В Египте все больше обостряется ситуация. После самой масштабной за прошлый год демонстрации, в которой в прошлое воскресенье приняло участие более миллиона египтян с требованиями отставки президента Морси, на сторону протестующих стала армия. В понедельник поздно вечером министр обороны, начальник вооруженных сил страны генерал Абдель Фаттах аль-Сиси, в заявлении по государственному телевидению назвал протесты беспрецедентным выявлением воли народа и подчеркнул: «Если требования народа не будут удовлетворены, то военные вынуждены будут взять ответственность за будущее страны».
Военные дали политическим силам страны 48 часов на урегулирование разногласий. Однако президент Мохаммед Морси отверг ультиматум, заявив, что у руководства страны есть собственный план выхода из кризиса, и вмешательство в этот процесс армии только ухудшит ситуацию.
Но похоже, что ситуация все больше выходит из-под контроля Морси. Как стало известно, уже шесть министров, в том числе министр иностранных дел, подали в отставку в знак «солидарности с требованиями народа о свержении режима».
Десятки тысяч сторонников оппозиционного движения Тамарод шумно праздновали победу на площади Тахрир в Каире до вчерашнего рассвета, восприняв ультиматум армии как конец режима Морси.
Между тем, как сообщает Би-Би-Си, лидер братьев-мусульман Мухаммад аль-Бильтажи обратился к сторонникам Морси, чтобы они призывали своих родных во всех египетских губерниях и селах готовиться к тому, чтобы выйти на улицы и заполнить площади» в знак поддержки своего президента. «Любой переворот может осуществиться только через наши трупы», — заявил он под громкие возгласы тысячной толпы, собравшейся около мечети Раба аль-Адавия в Каире.
Стоит напомнить, что исторически армия в Египте всегда играла очень важную роль. И год назад армия взяла контроль над страной в свои руки и потом передала власть демократически избранному президенту.
По мнению обозревателей, нынешняя ситуация в Египте, в частности, требования с отставкой президента связаны с двумя факторами. Во-первых, народ выражает недоверие президенту, который не может преодолеть, прежде всего, социально-экономический кризис. Во-вторых, половина населения не воспринимает братьев-мусульман как политическую партию.
«И то, что в течение года никак не может стабилизироваться ситуация — армия, увидев все эти народные демонстрации, которые никак не стихнут, своим 48-часовым ультиматумом фактически стала на сторону тех, кто противостоит братьям-мусульманам», — отметил в комментарии «Дню» источник в украинском МИД. Если армия, которой доверяет население, возьмет власть в свои руки на определенный период, добавил собеседник, большинство населения это воспримет более-менее нормально, кроме этой политической силы, находящейся сейчас при власти.
«В армии нет религиозного духа, — объясняет украинский дипломат. — Очень много лет Египет жил без большого религиозного влияния. А теперь в последний год начали вносить изменения в конституцию и законодательство, добавлять к конституции влияние шариата. Очень многие слои населения это просто не воспринимают. И в армии это на 90% не воспринимают. Потому что все офицеры учились на Западе, и они, и их предки не пребывают под религиозным влиянием».
В любой стране нежелательно вмешательство армии, поскольку фактически это будет второй виток революции, считает собеседник. Что касается прогноза развития событий в Египте, то, по его мнению, либо президент будет вынужден пойти на некоторый компромисс, либо со стороны армии будут какие-то шаги вплоть до того, чтобы взять в руки руководство страной.
«День» обратился к исполнительному директору Центра ближневосточных исследований Игорю СЕМИВОЛОСУ с просьбой прокомментировать ситуацию в Египте и дать прогноз развития событий в этой стране и роли армии.
— Судя по всему, армия является решающим фактором обеспечения стабильности в Египте. Армия среди прочих институтов, имеющихся в египетском обществе, — наиболее эффективна. И эффективная роль армии обеспечивается тем, что у нее есть свои правила игры, которых военные придерживаются.
— Но ведь Морси отбросил ультиматум военных...
— Да. Это понятно, поскольку он рассчитывает на своих сторонников и надеется, что армия не начнет гражданскую войну. Сейчас проходят переговоры, несмотря на заявления о том, что одна сторона отвергла ультиматум. Каждая из сторон демонстрирует уверенность и готовность к каким-то активным действиям и одновременно они ведут переговоры, так как понимают, что на карту поставлено очень многое.
Речь идет здесь о более серьезных вещах, нежели отставка Морси, в частности о том, сохранит ли египетское общество внутренний мир или нет и что нужно сделать для того, чтобы избежать гражданской войны. Поэтому здесь ставка — гражданская война. Откровенно говоря, я не знаю почему, но у исламистов при всем потенциале и наличии поддержки очень плохо выписаны институты. И кроме весьма ограниченного количества людей, сейчас очень мало силовых структур, которые отданы Морси. И они не могут существенно повлиять на развитие событий.
— Может ли в Египте произойти военный переворот, как это раньше бывало?
— Военный переворот, если это произойдет в Египте, это будет откат от того пути, который он начал. Разумеется, лучше компромисс. Но в данном случае компромисс почти невозможен. Впрочем, я не исключаю возможности такого компромисса, потому что они всегда искусно могут сформулировать, что в интересах гражданского мира, уклонения от гражданской войны мы пришли к тому, что Морси сейчас не идет в отставку, а будут досрочные выборы президента, чтобы не выходить из политического процесса. Такой компромисс возможен, потому что в таком случае все стороны остаются неудовлетворенными. Но этот компромисс более-менее приемлем для сторон, если они осознают, что ставка — гражданская война.
— Как считают некоторые эксперты, армия может за несколько дней обеспечить порядок в Египте. Так ли это?
— Разумеется, она может это сделать. А дальше что делать? В этом вся проблема. Пиночет тоже за пару дней навел порядок и стабильность, и Чили в течение практически 20 лет оказалось в ситуации очень суровой диктатуры, с убийствами, с исчезновением без вести людей и потому подобное. А еще полмиллиона активнейших людей выехали из страны. Представьте себе, куда скатится Египет? Его оттолкнет очень серьезно назад, если речь идет о военной диктатуре. А это будет означать отказ от конституции, гражданских прав, возвращение военных судов — что, по сути, является авторитарным набором, после которого у общества нет шансов на развитие.
— И каков ваш прогноз относительно развития ситуации в Египте?
— На месте египтян я стремился бы найти такой компромисс, о котором говорил раньше, ведь ставки очень высокие. Но проблема вот в чем. В течение года обе стороны сильно мобилизовали своих сторонников. Они очень много вложили усилий и всего прочего в эту политическую борьбу. Поэтому результат становится слишком важным и слишком ценным, и за этот результат или иными словами — за свою победу люди готовы положить даже жизнь. Это большая проблема для процесса, который может называться примирением и поиском компромисса.
— А с точки зрения Украины, какое развитие ситуации было бы лучшим для нас?
— Украине и в целом всему миру было бы лучше, чтобы в Египте был достигнут компромисс и демократический процесс не прекращался, чтобы все-таки сохранились демократические процедуры. Более того, чтобы вырабатывались новые демократические процедуры. И чтобы египтяне показывали украинцам, как можно в таких довольно жестких условиях с честью выходить из политических кризисов. Человеческая природа часто бывает очень жестока.
КСТАТИ
Тарек ОСМАН, автор книги «Египет на грани: От Насера до Мубарака», Каир:
Армия сделает все возможное, чтобы избежать ситуации, в которой она будет обладать прямым контролем над исполнительной властью. Существуют различные сценарии, согласно которым армия может поддерживать стабильность (или пытается это сделать). Она может начать переходный процесс (будь то существующий или новый) и при этом открыто не брать на себя всю власть.
Реальные риски заключаются в: (а) прекращении переходного процесса, который может открыть двери к политическому хаосу, и (б) высвобождении в таком вакууме потенциально разрушительной энергии масс разочарованной молодежи.
Когда верстался номер, стало известно, что Глава египетского правительства Хишам Кандиль предположительно подал прошение об отставке президенту страны Мохаммеду Морси. Об этом сообщил межарабский телеканал «Аль-Арабийя» со ссылкой на собственного корреспондента. Телеканал также отмечает, что во вторник на заседании кабинета министров Египта отсутствовали министры обороны и внутренних дел. Между тем поступают сообщения, что к президентскому дворцу «Аль-Кобба», куда Морси переехал из дворца «Аль-Иттихадийя», стекаются противники главы государства.
Выпуск газеты №:
№113, (2013)Section
День Планеты