«Восточное партнерство»: время снова открывать двери
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110117/46-3-2.jpg)
В доклад с оценкой политики Евросоюза относительно Востока за последние пять лет, которую должен принять Европарламент, следует включить определенные конкретные идеи по улучшению вышеупомянутой политики. Воплощение в жизнь повестки дня, названной в докладе, может значительно приблизить к ЕС его восточных соседей, например Украины, и сделать перспективу их членства в евросообществе более реальной.
Со странами Восточной Европы и Южного Кавказа Евросоюз имеет намного более слабые экономические и социальные связи — через торговлю, инвестиции, туризм, программы студенческого обмена, диаспору, чем с некоторыми его южными соседями, в частности странами Магриба. Такая ситуация создает дискомфорт во многих европейских столицах. Восточные соседи ЕС — не соседи Европы, а, скорее, соседи по Европе, имеющие полное право попытаться получить членство в Евросоюзе. Поэтому за последние пять лет Европейский Союз пытается нарастить свое влияние в Восточной Европе и на Южном Кавказе, важнейшим признаком чего является «Восточное партнерство» — инициатива, основанная в мае 2009 года. Одним из ее фундаментов явилась европеизация восточных соседей, таких как Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина и Азербайджан. Это означает курс на соответствие стандартам ЕС (либеральная демократия, свободный рынок, правовое государство), а также улучшение отношений между ними и ЕС. Последнее планируется достичь за счет общих соглашений, установления углубленной комплексной зоны свободной торговли, привлечения их к Соглашению об энергетическом содружестве и ослаблении визового режима.
На данное время Украина больше всего продвинулась в переговорах о потенциальном партнерстве. Однако ее уже заметно догоняет Молдова. После прихода к власти осенью 2010 года проевропейски настроенной правительственной коалиции Кишинев добился привилегии пользоваться некоторыми правилами, которые Евросоюз обычно предоставляет лишь странам, привлеченным к процессу расширения.
Важным преимуществом «Восточного партнерства» является, в частности, его попытка укрепить сотрудничество между всеми восточными соседями ЕС (многосторонние инициативы), одновременно включая разнообразные отношения между ЕС и его партнерами. Двумя важнейшими отличиями между восточными партнерами являются разновидности формы правления — несовершенная демократия или авторитарный режим, и тесно с этим связанная причина вступления в ЕС.
Проще говоря, в первой группе проевропейски настроенных более демократических стран находятся Грузия, Молдова и Украина — в противовес другой группе, которая состоит из Азербайджана, Беларуси и, к сожалению, Армении, которая более близка к этой второй группе. Новый доклад Европарламента не должен пренебрегать этим разделением, но она должна и предложить что-то для улучшения плана работы партнерства. В основе должно быть предоставление первоочередного статуса наиболее перспективным отношениям с восточными соседями. Укрепление их связей с ЕС, а отсюда — улучшение внутреннего положения, особенно в плане экономики, может вызвать положительные сдвиги в других странах, как эффект домино. В результате можно улучшить многостороннее сотрудничество.
Ключевой фактор следует видеть и в реалистическом, а не только идеологическом восприятии демократизации как главного движителя программы партнерства. На практике для этого нужно принять европейский подход «вверх-вниз», который включает увеличение финансовой и институционной поддержки неправительственных организаций, медиа и университетов, а также малого бизнеса в странах-партнерах, и соотнести уровень такой поддержки с имеющимся уровнем демократизации. Благодаря этому подходу можно будет создать реформационное давление как сверху (ЕС), так и снизу (граждане и общество в целом).
Построение либеральной демократии на основе правового управления особенно важно для Грузии, Молдовы и Украины, наиболее перспективных партнеров с востока. Более 20 последних лет эти страны, несмотря на многочисленные недостатки и проблемы, остаются демократиями с такими изъянами, как авторитарные тенденции и коррупция. Из-за этого, долговременная стабилизация этих стран, чем как раз так проникается ЕС, вряд ли возможна без тщательной демократизации. А без поддержки со стороны Евросоюза она кажется еще и невозможной.
Либеральную демократию, как и модернизацию свободных рынков, невероятно трудно представить без правового управления. Именно поэтому борьба с коррупцией должна стать еще одной целью «Восточного партнерства». В придачу в этом случае институционную и финансовую поддержку ЕС следует направить в органы правопорядка и департаменты юстиции, рост независимости которых следует считать знаком укрепления отношений между партнерами.
Вопрос финансирования «Восточного партнерства» затрагивался уже дважды. Для полного достижения цели его нужно увеличить. Этот вопрос имеет особый вес в случае экономического сотрудничества. Следует заметить, что отношения, обсуждаемые с восточными партнерами, очень похожи на те, что подписаны с западнобалканскими странами, — которые, в отличие от восточных партнеров, были названы потенциальными кандидатами и которым были предоставлены финансовые и институционные привилегии. Наихудшим сценарием было бы подписание слишком амбициозных обязательств об ассоциируемом членстве, которые закончились бы провалом из-за невозможности воплотить их — ввиду несостоятельности соответствующих стран реализовать собственные обязательства.
В итоге, ЕС и его восточные партнеры должны использовать все доступные для страны, не включенной (пока еще) в процедуру расширения, инструменты. Например, возможность Молдовы воплощать некоторые программы Евросоюза следует считать «пряником» для заманивания других стран в «Восточное партнерство». Однако ЕС когда-нибудь все же придется согласиться с очевидным фактом: продолжение сотрудничества невозможно без установления долговременной европейской перспективы для партнеров. Очевидно, успехи в демократизации, борьбе с коррупцией и экономической модернизации Востока были бы огромной подмогой в том, чтобы изменить отношение ЕС к возможному расширению. В настоящий момент — слово за соседями, а они должны не терять решительности в ходе проведения тяжелых реформ, все из которых — в их жизненных интересах. Их поддержка станет испытанием и для их защитников в Евросоюзе, среди которых одним из важнейших является Польша.
КСТАТИ
Недавно Президент Виктор Янукович подписал Указ «О Плане мероприятий по выполнению обязанностей и обязательств Украины, вытекающих из ее членства в Совете Европы». Цель этого документа — обеспечение надлежащего выполнения обязанностей и обязательств Украины, вытекающих из ее членства в Совете Европы; достижение соответствия политической составляющей Копенгагенских критериев получения членства в Европейском Союзе, принимая во внимание Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1466 (2005), 1755 (2010) и Рекомендацию Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1722 (2005). Глава государства постановил утвердить План мероприятий по выполнению обязанностей и обязательств Украины, вытекающих из ее членства в Совете Европы. Этим документом Президент поручил Кабинету Министров Украины обеспечить координацию работы центральных органов исполнительной власти по выполнению Плана мероприятий и контроль соблюдения установленных им сроков, а Министерству юстиции Украины поручено подавать ежеквартально Кабинету Министров Украины отчеты о выполнении Плана мероприятий для проведения анализа и информирования Президента Украины.
Выпуск газеты №:
№6, (2011)Section
День Планеты