Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Временные неудобства»

Поможет ли новое правительство стабилизации ситуации в Ираке?
05 июня, 00:00

На этой неделе в Ираке состоялось назначение новых президента и премьер-министра Ирака. Президентом стал суннит шейх Гази Оджейль аль-Явер, а премьер- министром — Айяд Аллави. Вице-президентами стали шиит Ибрагим аль-Джафари и курд Нури Рош Шавис. Будет ли способствовать такое «полиэтничное» представительство стабилизации ситуации в Ираке? Сможет ли иракское население доверять новому руководству?

Значительную роль в процессе «властной трансформации» сыграл опытный алжирский дипломат, специальный представитель Генсека ООН в Ираке Лахдар Брахими. Сначала Временный правящий совет избрал президентом 81-летнего Пачачи, однако уже через полчаса он отказался от такой чести под тем предлогом, что часть членов ВПС считают его «американской креатурой». Такие обвинения выглядят довольно смешными, поскольку без согласия американцев ни один из них не мог бы стать членом ВПС. Президент аль-Явер принадлежит к известному трехмиллионному арабскому племени шумеров, представители которого живут также в Сирии, Иордании, Саудии и Кувейте. Аль-Явер также является племянником вождя этого племени в Ираке. Учитывая это, выражаются надежды, что его избрание президентом Ирака будет благоприятно воспринято соседними странами. Новый президент Ирака по профессии инженер, получил университетское образование в США и является владельцем крупной торговой компании в Саудовский Аравии. Еще в прошлую пятницу члены ВПС избрали шиита Айяда Алави на пост премьер-министра. Его избрание не было неприятной неожиданностью для американцев, учитывая его сотрудничество в прошлом с ЦРУ. Алави является лидером Партии национального согласия, которую он создал в 1991 году. В оппозицию к режиму С. Хусейна он перешел еще в начале 70-х годов.

По новому закону об управлении государством, утвержденному в марте этого года, полномочия президента Ирака сводятся преимущественно к протокольным, в то время как реальная власть сосредотачивается в руках премьер-министра. Новое правительство состоит из 33 министров, трое из которых — министры без портфеля. Хотя избранный президент и правительство являются временными и должны сложить свои полномочия после проведения парламентских выборов в январе 2005 года, однако борьба между основными этнополитическими группировками — шиитами, суннитами и курдами — за руководящие должности в течение последних месяцев и недель была довольно жесткой. Все понимают, что получение властных полномочий даже временно, за полгода до всеобщих выборов, предоставит дополнительные возможности подготовить почву для дальнейшей борьбы за легитимную и долговременную власть.

В своем приветственном слове на церемонии представления нового иракского руководства Л.Брахими сообщил о намерении провести в Багдаде в июле широкий форум всего спектра политических сил Ирака для начала национального диалога и обсуждения путей построения независимого и суверенного иракского государства. Предусматривается, что в рамках этого форума будет избран представительный Временный национальный совет, который переберет на себя определенные законодательные функции и будет контролировать работу правительства. Указанный совет должен также принять проект бюджета на 2005 год.

Американцы делали все возможное, чтобы продемонстрировать свой «нейтралитет» в назначении президента и членов правительства. Комментируя избрание президента и правительства в Ираке, президент США отметил, что он лично к этому был непричастен. По его словам, «назначение нового иракского правительства — дополнительный шаг на пути осуществления мечты миллионов иракцев об основании суверенного государства с представительным правительством, которое будет защищать их права и удовлетворять их нужды». При этом Дж. Буш выразил надежду, что во время предстоящего саммита НАТО в Стамбуле будет принято решение об отправке войск Альянса в Ирак. В отличие от сдержанной реакции на назначение Временного правящего совета в прошлом году, в этот раз подавляющее большинство арабских стран единодушно высказало свою поддержку новоизбранному руководству Ирака. Генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса также приветствовал избрание аль-Явера президентом Ирака.

Что касается срока пребывания иностранных войск на территории Ирака, то в данное время этот вопрос обсуждается в Совете Безопасности ООН в ходе подготовки новой резолюции по Ираку. Под давлением большинства постоянных членов СБ ООН и в условиях осложнения ситуации в Ираке Вашингтон вынужден согласиться на определение конечного срока пребывания американских войск в Ираке. В частности, в проекте резолюции отмечается, что «полномочия многонациональных сил заканчиваются после завершения политического процесса, который приведет к демократическим выборам в Ираке согласно новой конституции».

К сожалению, пока что появление нового правительства никак не влияет на стабилизацию ситуации в Ираке. 1 июня, в день официального представления нового иракского руководства, в разных частях Ирака в ходе столкновений с оккупационными войсками и в результате взрывов погибли по меньшей мере 15 и ранены десятки иракцев. Учитывая сложность и непредсказуемость событий в Ираке, было бы преждевременно делать оптимистические прогнозы о возможном позитивном влиянии назначения нового иракского руководства на ситуацию в этой стране. Как известно, после принятия в начале марта временной конституции «розовые мечты» об улучшении не оправдались. Более того, ситуация резко осложнилась в результате выступления радикального шиитского движения под руководством Моктады Садра. К тому же возникли некоторые осложняющие обстоятельства (скандалы в тюрьме Абу-Грейб), которые значительно ослабили доверие к иностранному присутствию со стороны иракского населения. В этих условиях США пытаются свести до минимума силовые функции, «отойти в тень» и дать возможность ООН усилить свою роль в политических, военных и экономических процессах в Ираке.

Легитимность нового временного иракского руководства довольно условна, но доверие к нему будет зависеть от его активности в нормализации жизни в Ираке. Многое будет зависеть также от поддержки нового иракского руководства со стороны арабских и мусульманских стран, ООН и всего мирового сообщества. Много надежд возлагается на три важных форума, которые должны пройти в конце июня. Это саммит «большой восьмерки» в Си-Айленде (США) 8-9 июня, встреча министров иностранных дел Организации Исламская Конференция в Стамбуле 14 июня и саммит НАТО и его партнеров в Стамбуле в конце июня. Главные темы, объединяющие эти три мероприятия, — Ирак и реформирование Ближнего Востока. Если участникам этих встреч удастся прийти к согласию в вопросах решения иракской проблемы, то это создаст позитивный контекст заключительного акта передачи власти в руки иракского правительства 30 июня.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать