Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Время, когда умирают мифы

30 марта, 00:00

«Мир сдвинулся с места», — писал американский автор книг ужасов Стивен Кинг. Двадцатый век начался с бессмысленных войн во всем мире — ими, видимо, и завершится. Мир, окончательно сдвинувшийся с места на прошлой неделе, под звуки атак НАТО на югославские объекты прощался с мифами, родившимися в последнее десятилетие. Мифами оказались — само существование ООН, ее Совета безопасности, ОБСЕ, других многочисленных международных организаций...

Оказались мифами демократические основы НАТО, многополярность мира, способность Европы навести порядок у себя дома, славянская солидарность, значение России в мировых делах, четкая позиция Украины... Нет больше того мира и той Европы. Нет больше супердержавы России — ведь что же это за супердержава, которая ведет переговоры о получении многомиллиардного кредита от осужденных ею агрессоров (по ее же риторике).

Утверждается Pax Americana — мир, каким его себе представляют американцы и строят в соответствии с этими представлениями. Россия выглядит разозленной, но бессильной. Украина — просто растерянной. НАТО нарушило собственный устав и все возможные международно-правовые нормы, начав военную операцию в Югославии. Парадокс ситуации в том, что мир, построенный на диктатуре силы, какое-то недолгое время, наверное, будет стабилен и даже успешен. НАТО, само существование которого в старом качестве в новых условиях было бы под большим вопросом, имеет теперь все основания утверждать о своей востребованности — как инструмента именно для такого мира.

Киев — просто не в состоянии на все это отреагировать — это очевидно по тому, что Президент Леонид Кучма тотчас же не сделал четкого, аргументированного заявления по примеру своих коллег Ельцина и Гавела. По тому, что секретарь Совета национальной безопасности и обороны Владимир Горбулин не расставил акценты в своем телевыступлении. Что исполнительная власть позволила эмоциям в Верховной Раде победить здравый рассудок, а посему — и левым, провоцирующим эти эмоции в обществе, победить нынешнее руководство.

Киев может вести переговоры с Белградом, уговаривая пойти на переговоры (Милошевич просит несколько дней на размышления), может пригласить эти переговоры к себе — но что делать дальше?

После Косово властям будет намного труднее убедить свое население, что только тесное сотрудничество с Западом, а не самоизоляция может приблизить к элементарному достатку. После Косово вообще невозможно говорить, что Украина чего-то стоит для европейской безопасности и стабильности. НАТО совершенно не интересовалось тем, что его удары по Югославии означают и удары по Украине, вновь оказавшейся на распутье — ведь в такую позицию себя поставила сама Украина. Своей экономической, социальной, политической беспомощностью, которая отвлекла внимание потенциальных партнеров и свела едва ли не к нулю всеобщую заинтересованность в этой странной непредсказуемой стране. Своей властью, которая может заявлять что угодно, но не заботиться о будущем собственного государства реально. Европейский выбор Украины оказался слишком близок к тому, чтобы тоже перейти в разряд похороненных мифов. Это, по-видимому, и называется стратегией.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать