Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Все заявления о блокаде — полная ерунда»

04 апреля, 20:03

Стали ли крепче позиции режима Игоря Смирнова после введения Украиной и Молдовой таможенных правил? Каковы возможности перемен в Приднестровье? Когда к власти в непризнанной республике придут политики, способные идти на компромиссы? Об этом — в ответах эксперта Института демократии имени Пилипа Орлика Натальи БЕЛИЦЕР.

— Как вы оцениваете введение Украиной и Молдовой новых таможенных правил? Действительно ли ситуация настолько катастрофическая, как пытается в этом убедить общественность руководство Приднестровья?

— Украина позорно опоздала с введением цивилизованного таможенного порядка. Новый таможенный режим — в интересах Киева. Достаточно изучить данные о том, каковы потери Украины от контрабандных схем на приднестровском участке границы. Мы приблизились к стандартам, к которым должны были приблизиться еще десять лет назад. Нынешние действия украинского правительства я оцениваю положительно. Весь шум вокруг этого не имеет никаких оснований.

Усилился ли режим Игоря Смирнова в результате введенных правил? Для того, чтобы ответить на вопросы, нужно прожить в этом регионе минимум месяц. Нужно пообщаться не с представителями приднестровской власти, стоит послушать мнения обычных людей. Ошибочно и то мнение, что, мол, сейчас в Приднестровье могли бы прийти к власти более прагматические, способные на демократизацию люди. Таких людей в Приднестровье до сих пор нет. Население не имеет никакого опыта приближения к демократии. Для того, чтобы такие люди появились и были избраны в органы власти, должно пройти несколько лет интенсивной работы. Нужно создать условия для людей, чтобы они могли увидеть, как живут граждане других стран: например — стран Балтии. Без такого понимания новые люди в Приднестровье не появятся. Приднестровцы — до сих пор, к большому сожалению, «советские» люди, которые после развала Советского Союза через короткий кровавый конфликт перешли непосредственно в фазу очень жесткого авторитарного режима. Они все на этой системе воспитаны. Нынешний шум приднестровской верхушки, на мой взгляд, свидетельствует не об усилении режима Смирнова, а о его агонии. Тирасполь прибегает к отчаянным, абсолютно неоправданным заявлениям. Нужно долго и много работать над тем, чтобы что-то изменилось.

— Можно считать, что переговорный процесс относительно приднестровского вопроса снова заторможен?

— Это сложная проблема. Приднестровская верхушка, формально не являющаяся легитимной, всегда будет иметь возможность для того, чтобы его тормозить. Никакие дополнительные наблюдатели — ЕС или США — ничего здесь сделать не смогут. Приднестровцы на равных «играют» с легитимной властью Молдовы при мощной поддержке России. Украина пытается наконец занять современную европейскую позицию. Но пока у Приднестровья будет этот переговорный карт- бланш, до тех пор продвижения в переговорном процессе не будет. Представим, что Приднестровье проводит референдум относительно своего будущего статуса. Его результатов можно даже не ждать, поскольку они будут такими, как захочет приднестровская власть.

— Можно было бы избежать заявлений Приднестровья о блокаде со стороны Украины и Молдовы? Насколько «шумная» позиция Тирасполя была неизбежна?

— Этой позиции невозможно было избежать. Какую бы мы ни проводили разъяснительную работу — Тирасполь все равно занял бы такую же линию. Приднестровские кланы от нового таможенного порядка претерпевают большие потери. Как должен в такой ситуации реагировать Тирасполь? Приднестровье было убеждено, что Украина никогда не пойдет на введение новых таможенных правил, что их поддержит якобы очень мощное лобби в Украине... Поэтому там был настоящий шок.

— Долговечен ли режим Смирнова?

— Это зависит от многих факторов. Преимущественно внешних. Будет зависеть от решительности ЕС и США, непоколебимости позиции Украины... Нужны консолидированные действия. Приднестровцы мечтают о том, чтобы режима Смирнова больше не было. Слова обычных жителей региона в большинстве сводятся к одному: «Мы согласны на любое решение. Делайте что угодно, чтобы наконец пресечь эту ужасную неопределенность. Мы от нее устали. Мы везде нелегитимны. Нам надоело жить в условиях, когда никто не признает приднестровские деньги, почтовые марки, паспорта». Если приднестровцам оказать организованную, консолидированную поддержку, то за несколько лет ситуация может измениться. Тот факт, что на нелегитимных прошлогодних выборах в парламент победил все-таки клан не Игоря Смирнова, а другого политика — Евгения Шевчука (нынешний руководитель приднестровского парламента, руководитель движения «Обновление», куда входят преимущественно представители молодого поколения и бизнеса, выступает за ограничение президентских полномочий. — Ред. ). — уже определенный сигнал. Причем Смирнов всерьез боролся за сохранение своей абсолютной власти. Он с самого начала доминировал в политике, выигрывал все выборы. Поэтому Смирнов уже проиграл, и это только начало.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать