«Вся президентская рать»
Казахстанская элита на грани глубокого раскола?
В то время как в Украине напряженно готовятся к президентским выборам, а в Беларуси переживают последствия выборов в парламент и референдума об изменении конституции, еще в одном государстве ЕЭП — Казахстане — уже месяц веют политические ветры, разбуженные выборами мажилиса. Голосование за депутатов нижней палаты парламента, состоявшееся 19 сентября, многие считали крайне важным. При соблюдении внешних демократических процедур выборы должны были принести легитимацию правящей элите. И тогда — как план-максимум — Казахстан надеялся бы на удовлетворение своей заявки на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Аналитики ждали от казахстанских властей «камуфляжной демократизации». Но наблюдатели от ОБСЕ во главе с украинским народным депутатом Игорем Осташем раскритиковали «прозрачные выборы» в пух и прах. (Наблюдатели от СНГ, конечно же, заявили, что демократия в Казахстане оказалась на должном уровне.) О своем видении будущего политических процессов в стране, претендующей на звание «среднеазиатского тигра», «Дню» рассказал директор Группы оценки рисков (ARG) Досым САТПАЕВ.
ПРЕДЕЛ РОСТА
«У любой политической системы есть свои пределы роста. Прошедшие парламентские выборы ясно продемонстрировали границу возможностей власти, которая не смогла пересилить свой страх перед политическими реформами, — говорит политолог. — Абсолютное большинство в новом парламенте получила пропрезидентская партия «Отан». Оппозиции досталось одно место по партийному списку. Но проблема состоит не в том, что победила партия власти, а в том, как она победила. По официальным данным, она получила около 60%, в то время как оппозиция в лице партии «Ак Жол», Демократического выбора Казахстана (ДВК) и Коммунистической партии (КПК) в совокупности взяла 20% — вопреки административному ресурсу и отсутствию доступа к республиканским медийным каналам. Если бы «Отан» участвовал в честной конкурентной борьбе, то количество полученных им голосов было бы намного меньше».
На фоне скандальных выборов заявка Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году выглядит как политический эпатаж. Кроме того, над руководством страны по прежнему висит «Казахгейт» — обвинения в получении взяток от американских нефтяных компаний. Маловероятно, что за пять лет Казахстан сможет достичь всех политических стандартов ОБСЕ — ведь не за горами выборы президента, которые вряд ли пройдут гладко и в полном соответствии с требованиями ОБСЕ, убежден Досым Сатпаев. Напомним, Нурсултан Назарбаев в 2006 году намерен снова баллотироваться на высший пост. По мнению директора Группы оценки рисков, «основная проблема правящей элиты заключается в том, что она руководствуется стратегией самосохранения любыми способами». «При такой стратегии можно смириться с существованием оппозиции, но крайне тяжело признать ее в качестве равноправного партнера. Накануне выборов 2006 года президенту нужен абсолютно лояльный и предсказуемый парламент, — говорит политолог. — Чрезмерная агрессивность власти в формировании пропрезидентского парламентского большинства (даже путем серьезного вмешательства в избирательный процесс) свидетельствует о желании Назарбаева использовать парламент в реализации своих новых законодательных инициатив, которые, скорее всего, могут быть связаны с досрочными президентскими выборами и изменениями в конституции страны». По всей видимости, именно в этом контексте следует рассматривать и объявленную ранее Назарбаевым «политическую реформу», предполагающую некоторое повышение роли парламента и политических партий.
СПИКЕР-РАСКОЛЬНИК
Главная политическая новость в Казахстане — демарш спикера мажилиса прежнего созыва Жармахана Туякбая. Первый номер в списке победившего «Отана» отказался от депутатского мандата в новом составе парламента и вышел из рядов партии. «Я ответственно заявляю, что мажилис избран с нарушениями закона», — объяснил Туякбай причину своего поступка. Досым Сатпаев склонен рассматривать такой поворот сквозь призму внутриэлитных столкновений, которые, по его словам, впервые проявились в Казахстане в 2001 году, когда экономические интересы части политической и бизнес-элиты столкнулись с интересами зятя Нурсултана Назарбаева.
У Жармахана Туякбая должен был быть серьезный мотив, чтобы так подставить президента, подтвердившего «честность и справедливость» выборов. Досым Сатпаев приводит несколько версий. «В частности, это может быть связано с серьезным конфликтом между спикером нижней палаты парламента и главой администрации президента Имангали Тасмагамбетовым, который руководил всей избирательной кампанией и контролировал деятельность ЦИК. Данный конфликт отнюдь не связан с демократическими ценностями, а, скорее всего, является следствием серьезных трений между элитной группой, которую представляет Туякбай, и группой Тасмагамбетова, чьего усиления опасаются многие в политической элите. Нельзя также исключать вероятности того, что Жармахана Туякбая в новом парламенте решили оставить без поста спикера. Третья версия связывает его демарш с заявлением оппозиции о создании координационного совета по объединению с целью выдвижения единого кандидата на выборах. Туякбая рассматривают в качестве одного из возможных претендентов на эту роль. Маловероятно, что на бывшего спикера начнется серьезное давление, так как он достаточно влиятелен и имеет поддержку южных клановых групп. Президенту лучше держать его рядом с собой, чем толкать в объятия оппозиции», — полагает Досым Сатпаев.
«В целом итоги парламентских выборов не повысят стабильности внутри политической элиты, — заявляет эксперт. — Если исходить из того, что наиболее крупные политические партии в Казахстане представляют собой симбиоз финансово-промышленных групп и политической элиты и в основном борются за влияние на президента, то победу партии «Отан» можно рассматривать как победу конгломерата нескольких влиятельных групп давления и региональной элиты над всеми остальными (т.е. финансово-политическими группировками, которые стоят за партиями «Ак Жол» и «Асар»). Вряд ли это поможет сохранить баланс сил внутри элиты, особенно после явного удара со стороны администрации президента по амбициям его дочери Дариги. Ее партия «Асар» потерпела поражение на выборах, получив всего три депутатских места из 77-ми».
Досым Сатпаев прогнозирует дальнейший раскол в политическом истеблишменте Казахстана. «Во-первых, в стране появилось довольно много амбициозных элитных группировок, которые будут конфликтовать как с окружением президента, так и друг с другом за сферы влияния в экономике, — утверждает он. — Во-вторых, не всех устраивает усиление группировок Имангали Тасмагамбетова и «Евразийской группы», контролирующей всю алюминиевую промышленность страны во главе с Александром Машкевичем. В-третьих, ситуация может обрести непредсказуемый характер во время передачи власти преемнику президента, который рано или поздно появится».
«ОДЕЯЛО ОППОЗИЦИИ»
Каковы сегодня реальные возможности казахстанской оппозиции? По мнению Досыма Сатпаева, даже в случае более широкого участия ее представителей в новом парламенте они не смогли бы повысить роль законодательного органа в политической системе Казахстана. Проблема — в дисбалансе между ветвями власти в пользу исполнительной вертикали. «При этом оппозиции следует быть более объективной и понимать, что существенные ошибки были допущены и с их стороны — как «Ак Жолом», так и блоком «ДВК — КПК». Понятно, что власть предприняла все меры, чтобы осложнить избирательную кампанию для этих политических сил. Но ситуация могла бы быть значительно более благоприятной для оппозиционных партий, если бы они могли в некоторых случаях продемонстрировать, что ведут одну игру, а не тянули одно одеяло в разные стороны», — говорит Досым Сатпаев.
По его словам, «в Казахстане уже было немало попыток объединить оппозицию, но амбиции ее лидеров мешали осознать важность такого объединения». «К сожалению, перспективы появления демократической коалиции — примерно 50/50. Сейчас вроде бы идут переговоры между тремя оппозиционными партиями по поводу единого кандидата в президенты, но реальной фигуры пока еще нет. У разных оппозиционных сил разные политические цели. Если лидеры партии «Ак Жол» пытаются торговаться с властью и могут пойти на политическую сделку, то ДВК и КПК настроены более радикально. Оппозиции до президентских выборов предстоит бороться за политическое выживание в изначально неблагоприятных условиях. Следует готовиться к тому, что президент постарается внести существенные изменения в партийную систему Казахстана, в которой к президентским выборам может остаться немного участников, — прогнозирует Досым Сатпаев. — Об этом говорят и слова Назарбаева о том, что опыт большинства молодых демократий в Азии, относящихся к «третьему эшелону модернизации», показывает, что их рывок с периферии мирового развития был обеспечен доминированием определенной политической партии. Парламентские выборы четко выявили доминирующую партию Казахстана. При таком сценарии оппозиции не остается ничего другого, как реально объединяться, учитывая не только свой печальный опыт, но и опыт соседней России, где главной причиной поражения либеральных сил на последних выборах в Государственную думу была их раздробленность».
Выпуск газеты №:
№194, (2004)Section
День Планеты