Перейти к основному содержанию

Высокий полдень на Ближнем Востоке

28 мая, 19:54

В результате ошибочной американской политики угроза очередной военной конфронтации, как черная туча, нависает над Ближним Востоком. Враги Соединенных Штатов стали сильнее, а Иран, несмотря на то, что считается частью так называемой «оси зла», приобрел региональную гегемонию. Иран никогда не смог бы достичь этого самостоятельно, и уж точно не в такой короткий срок.

Скрытое соперничество между Ираном и Израилем, таким образом, превратилось в открытую борьбу за господство на Ближнем Востоке. Результатом стало появление некоторых неожиданных и весьма странных альянсов: Иран, Сирия, «Хизболла», ХАМАС и поддерживаемый Америкой главным образом шиитский Ирак противостоят Израилю, Саудовской Аравии и большинству других суннитских арабских государств, которые видят в подъеме Ирана угрозу своему существованию.

Опасность крупной конфронтации возросла в результате ряда факторов: высокие цены на нефть, создавшие новые финансовые и политические возможности для Ирана; поражение Запада и его союзников в регионе в «прокси-войнах» в Секторе Газа и Ливане; и неспособность Совета Безопасности ООН заставить Иран согласиться даже на временное замораживание его ядерной программы.

Ядерная программа Ирана является решающим фактором в этом уравнении, поскольку она создает необратимую угрозу стратегическому балансу в регионе. То, что Иран — страна, президент которой неустанно призывает к уничтожению Израиля и которая угрожает северным и южным границам Израиля посредством своей широкой поддержки «прокси- войн» со стороны «Хизболлы» и ХАМАСа, — в один прекрасный день может получить в распоряжение ракеты с ядерными боеголовками, является самым страшным кошмаром для безопасности Израиля. Политика основывается не только на фактах, но и на восприятиях. Является ли восприятие правильным, не имеет значения, потому что оно все равно приводит к принятию решений.

Это относится, в частности, к ситуациям, когда восприятие касается того, что стороны считают угрозой самому их существованию. К угрозам уничтожения со стороны президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада в Израиле относятся серьезно из- за травмы Холокоста. Большинство арабских правительств также разделяют страх перед ядерным Ираном. Ранее в этом месяце Израиль отмечал 60-летие своего основания, и президент Джордж Буш приезжал в Иерусалим, чтобы сыграть ведущую роль в торжествах. Но тех, кто ожидал, что целью его визита будет обсуждение зашедших в тупик переговоров между Израилем и палестинцами, постигло горькое разочарование. Главной темой для Буша, в том числе и во время его обращения к парламенту Израиля, был Иран. Буш пообещал приблизить разрешение ближневосточного конфликта до окончания срока его полномочий в этом году. Но его последний визит в Израиль, похоже, свидетельствует о том, что он преследует иную цель: он, по-видимому, стремится совместно с Израилем положить конец иранской ядерной программе, и не дипломатическим, а военным путем.

Если проследить за израильской прессой во время празднований и внимательно прислушаться к тому, что было сказано в Иерусалиме, не надо быть пророком, чтобы понять, что развязка приближается. Возьмем хотя бы следующее.

— «Прекратить попустительство!» — требование, звучащее со стороны всего политического спектра Израиля в отношении ядерной угрозы со стороны Ирана.

— В то время как Израиль праздновал, министр обороны Эхуд Барак заявил, что существует реальная возможность серьезного военного противостояния.

— Уходящий в отставку командующий израильскими военно-воздушными силами заявил, что военно-воздушные силы Израиля способны осуществить любую миссию, независимо от сложности, в целях обеспечения безопасности страны. Уничтожение сирийского ядерного объекта в прошлом году и отсутствие какой- либо международной реакции на эти действия рассматривается как пример грядущих военных действий против Ирана.

— Основное место в израильском «перечне пожеланий» в отношении поставок оружия со стороны США, который обсуждался во время визита американского президента, занимает совершенствование наступательных возможностей и точности ударов израильских военно-воздушных сил.

— Дипломатические инициативы и санкции ООН считаются безнадежно неэффективными.

— Приближающееся окончание президентского срока Буша и неопределенность в отношении политики его преемника означает то, что второго такого удобного момента для действий со стороны Израиля может больше не оказаться.

Последние два фактора имеют особую важность. В то время как по официальному мнению израильской военной разведки, переломный момент на пути Ирана к ядерной энергетике наступит не раньше 2010—2015 годов, сегодня в Израиле преобладает такое чувство, что удобный политический момент для действий существует именно сейчас, во время последних месяцев президентского срока Буша.

Хотя в Иерусалиме признают, что удар по ядерным объектам Ирана связан с серьезным и труднопредсказуемым риском, выбор между принятием ядерной бомбы в руках Ирана и попыткой ее уничтожения военным путем со всеми сопутствующими последствиями ясен. Израиль не останется в стороне и не пустит этот процесс на самотек.

Ближний Восток движется в направлении новой серьезной конфронтации в 2008 году. Иран должен понять, что отсутствие дипломатического решения в ближайшие месяцы может привести к опасному военному конфликту. Пришло время начать серьезные переговоры.

Последнее предложение шести держав — пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии — остается в силе, и они постарались в значительной мере учесть интересы Ирана. Решающий вопрос, однако, заключается в том, удастся ли заморозить ядерную программу Ирана на время переговоров, чтобы избежать военной конфронтации, прежде чем они будут завершены. Если эта новая попытка не увенчается успехом, ситуация в скором времени приобретет очень серьезный характер. В высшей степени серьезный.

Йошка ФИШЕР — министр иностранных дел и вице-канцлер Германии с 1998 по 2005 годы, лидер Партии зеленых на протяжении почти 20 лет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать