Перейти к основному содержанию

Взрывы и курды

О последствиях недавнего теракта в Турции для Ближнего Востока
16 мая, 11:11
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ТУРЦИИ РЕДЖЕП ТАЙИП ЭРДОГАН РЕШИТЕЛЬНО ОТВЕРГ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДАМАСКА О СОВМЕСТНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ТЕРАКТОВ В РЕЙХАНЛИ, ГДЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДВУХ ВЗРЫВОВ ПОГИБ 51 ЧЕЛОВЕК. НА ФОТОГРАФИИ — СПАСАТЕЛИ РАЗБИРАЮТ ЗАВАЛЫ В ОДНОМ ИЗ ДОМОВ, ПОСТРАДАВШИХ ВО ВРЕМЯ ИНЦИДЕНТА / ФОТО РЕЙТЕР

В турецком городе Рейханлы прогремели взрывы с интервалом в 15 минут. У здания мэрии и в промышленном районе взорвались два заминированных автомобиля, жертвами террористического акта стали 45 человек, более 100 ранены.

Такие события для Турции не новость, так было и раньше, но на этот раз взрывы могут иметь далеко идущие, даже не политические, а геостратегические последствия. В накаленной обстановке в этой части Ближнего Востока в свете предполагаемого налета израильской авиации на Сирию возможно дальнейшее сползание региона в хаос широкомасштабной войны.

Уже через несколько часов после взрывов турецкий вице-премьер Бюлент Арынч заявил, что не исключает причастности сирийских властей к организации теракта, целью которого, по его мнению, могли стать многочисленные сирийские беженцы, вынужденные покинуть свою страну. С учетом того, что почти треть населения Рейханлы — 20—25 тысяч человек — составляют сирийские беженцы, такого исключить нельзя. Премьер-министр Турции Тайип Эрдоган отметил, что такой мощный приток беженцев из соседней страны давно уже вызывает недовольство местного населения и это способствует созданию в городе напряженной обстановки.

Как сообщает газета Hurriyet, заместитель премьер-министра Турции Бешир Аталай заявил, что задержаны девять человек по подозрению в организации и осуществлению взрывов. После этого о вовлеченности сирийских спецслужб в теракт стали говорить более определенно.

Конечно, логика и здравый смысл не всегда являются определяющими в политических действиях. С этой точки зрения Дамаску не нужно дальнейшее обострение и без того слишком туго натянутых отношений с Анкарой. К тому же в любой момент может открыться фронт с Израилем, а воевать на трех направлениях для сирийских властей равносильно самоубийству. Во всяком случае, с таким противником, как Израиль.

Но у таких логических построений есть и встречные доводы. Сирийскому президенту Асаду крайне выгодно раскачать внутриполитическую ситуацию в Турции, чтобы хотя бы попытаться на некоторое время отвлечь ее от сирийских дел. И здесь у Дамаска имеется очень сильный козырь — курдская проблема.

В последнее время турецкие власти предприняли усилия по примирению с курдами, подталкивая их к переходу от вооруженной борьбы к политическим переговорам. Находящийся в тюрьме лидер турецких курдов Абдулла Оджалан призвал к отказу от вооруженной борьбы. Судя по всему, его призыв был услышан. Как сообщают источники в Рабочей партии Курдистана (РПК), курдские повстанцы выводят свои отряды с территории Турции.

Ситуация с курдами, в частности в Сирии, затягивается в тугой узел и не ограничивается только этой страной. Правительство Асада всегда проводило по отношению к сирийским курдам политику национальной дискриминации. В то же время есть данные о поддержке Дамаском сепаратистских курдских движений, в частности, РПК.

Сирийские курды не спешат поддержать оппозицию, воюющую против режима Асада. В конце декабря 2012 года, после того как представители Национальной коалиции оппозиции и революции Сирии (НКОРС) провели ряд встреч по вопросу о присоединении сирийских курдов к оппозиции, сами курды заявили, что они еще не решили вопрос о присоединении к НКОРС.

Курдским лидерам удалось преодолеть имеющиеся между ними противоречия и выработать единую программу действий. Политические партии и движения сирийских курдов объединились в Высший курдский совет, который представляет курдов на национальном и международном уровнях. Основные требования, выдвигаемые советом, — получение равных с арабами политических, социальных и культурных прав, прекращение дискриминации по национальному признаку, а также возможность образования курдской автономии с широкими полномочиями по типу Иракского Курдистана. В настоящее время курды создают управленческие структуры на подконтрольных им территориях, которые со временем могут превратиться в правительственные органы автономного региона.

В приграничных районах, взятых под контроль курдов, отряды самообороны берут под охрану турецко-сирийскую границу, перекрывают проникновение вооруженных наемников и каналы поставок оружия для сирийской оппозиции из Турции. Эти действия провоцируют вооруженные столкновения между курдскими ополченцами и силами Свободной сирийской армии, поддерживаемых Турцией. В перспективе это противоборство будет только усиливаться, так как претендующая на власть оппозиция вряд ли смирится с потерей контроля над частью сирийской территории и будет всячески этому препятствовать.

Курдский вопрос в Сирии может оказать огромное влияние на региональные процессы. В начале 2012 года в столице Иракского Курдистана Эрбиле прошла конференция оппозиционных организаций Сирии, постановившая, что «после свержения режима Асада, на северо-востоке Сирии должно быть создано курдское самоуправление». А весной курдами Сирии было провозглашено создание на территории страны автономного формирования под названием Западный Курдистан со столицей в городе Африн, — этот район расположен на севере Сирии и граничит с Турцией.

Кто бы не стоял за взрывами в Рейханлы, этот террористический акт будет способствовать усилению тенденции дезинтеграции ближневосточных государств и существенному перекраиванию границ. Рано или поздно, но гражданская война в Сирии закончится, и восстановить ее в прежних границах будет весьма затруднительно. Сирийские курды уже никогда не согласятся быть гражданами второго сорта и будут настаивать в лучшем случае на широкой автономии. Хотя бы по примеру соседей в Иракском Курдистане. В среднесрочной перспективе это может стать прологом к созданию нового курдского государства от Средиземного моря до Каспийского.

Этот тектонический геополитический разлом может иметь планетарные последствия и их мало кто может предсказать. Предотвратить его вряд ли возможно, задача состоит только в смягчении последствий. И первым шагом в этом направлении было бы прекращение гражданской войны в Сирии. Но пока признаков здравомыслия не наблюдается. Ни у одной из сторон.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать