Юрий КОЧУБЕЙ: Надо воспользоваться шансом
Сможет ли новый президент Франции Николя Саркози вдохнуть жизнь в ЕС, дабы это содружество стало жизнеспособным после двух провальных референдумов по конституции? Как еще может отразиться на перспективах членства нашей страны в Евросоюзе высказывания Саркози о необходимости установления границ Евросоюза, а также его категоричность относительно того, что Турция не может быть членом ЕС? Об этом — в интервью «Дню» бывшего посла Украины во Франции Юрия КОЧУБЕЯ.
— Президент Франции — это не абсолютный монарх. Он решает все вопросы вместе со всем политикумом, хотя, конечно, в сфере внешней политики президент является первым лицом, практически решающим много вопросов. Но политическая жизнь сложнее, чем какие-либо пожелания, какие-то интересы. Я думаю, что он, конечно, будет стараться, чтобы ЕС встал на ноги после удара, полученного в результате неудачного голосования по конституции во Франции. Саркози серьезно настроен на то, чтобы Евросоюз существовал. Но в каком виде, это — совсем другой вопрос. Потому что Франция является большой силой, выступающей за то, что Европа должна быть Европой отечеств, а не просто конгломератом. Это очень важная концепция, которая отходит от того, что готовили разработчики Конституции ЕС. Если Саркози собрал голоса крайне правых, то он, естественно, будет вынужден учитывать их точку зрения по этому вопросу.
— Что могут означать для Украины высказывания Саркози о необходимости установления границ Евросоюза, а также его категоричность относительно того, что Турция не может быть членом ЕС? Как это может отразиться на перспективах членства нашей страны в Евросоюзе?
— Я думаю, что так или иначе, границы между ЕС и другими странами существуют. Хотя бы в виде Шенгенского соглашения, которое регулирует все вопросы относительно пересечения границ между ЕС и другими странами. Поэтому я думаю, что это просто фраза, которая не несет ничего нового. Что касается вступления Турции, то жизнь не стоит на месте. То, что являлось сегодня неподходящим, завтра может стать вполне приемлемым.
Я не думаю, что приход к власти Саркози окажет влияние на продвижение Украины в Европейский Союз. Потому что существуют объективные закономерности во внешней политике. Конечно, политика Франции станет более прагматичной. На мой взгляд, Франция как страна, желающая быть лидером в Европе, должна учитывать Украину и поддерживать ее как доброго союзника во всех этих делах. Потому что существует много вопросов, в которых Франция могла бы иметь поддержку Украины как серьезной по масштабам Европы страны. Я думаю, что Саркози лучше разбирается в происходящем в странах Восточной Европы, включая Украину и Беларусь, которые страдают от имперского давления России. По моему мнению, он больше знает о ситуации в нашем регионе. Думаю, что он будет вести прагматическую политику в интересах, конечно, французского государства, но учитывая фактор Украины.
Что касается вступления Украины в ЕС, то здесь мы должны проявлять активность и делать все, чтобы быть интересными и необходимыми для Европы. Тогда она сама нас пригласит в Европейский Союз. Известно, что вопросы о вступлении решают несколько стран в Европе, в частности Франция, Германия, Великобритания и Италия. Именно с этими странами нужно работать. Конечно, у нас должно быть во Франции свое лобби и поддержка во французском политикуме. Среди французского населения такая поддержка есть, чего нельзя сказать о политикуме. Кроме того, хотел бы отметить, что Украина правильно поступает, когда лидеры государства и оппозиции посещают Францию. Но нужно чтобы эти акции имели дальнейшие шаги. Если бы Франция увидела с нашей стороны какую-то активность, она бы ответила.
— Как вы можете растолковать слова Саркози в интервью одному из американских изданий, что «Россия его немного нервируетет»?
— Что касается России, тут вопрос сложнее. Потому что французам хотелось бы, чтобы Россия вела себя так, как они представляют — была бы нормальной европейской страной, и тогда они бы ее очень любили. Но мы же знаем, что Россия взяла политический курс на восстановление империи. И в России все делается для того, чтобы завоевать позиции, чтобы разделить Европу, вследствие чего та оказалась бы в таких условиях, что ничего не смогла бы сделать. Это золотая мечта советской дипломатии — вбить клин между Европой и США. Я думаю, что Саркози это понимает. Поэтому он и сказал свое слово, что Франция будет дружить со США.
Выпуск газеты №:
№78, (1996)Section
День Планеты