Перейти к основному содержанию

Юссеф САДАКА: Ливан всегда расплачивался из-за противоречий в Израиле

28 августа, 20:29
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На прошлой неделе Евросоюз принял решение об отправке миротворцев на юг Ливана. Наибольшее количество миротворцев — три тысячи —отправит в Ливан Италия, которая также выразила готовность командовать подразделениями ООН. Франция дала согласие на отправку в Ливан двух тысяч миротворцев после подтверждения ООН права солдат на применение силы для защиты как самих себя, так и мирного населения. Ожидается, что общее число миротворцев составит 7—8 тыс. человек, а не 15 тыс., как предполагалось ранее.

Вчера в этот регион отправился генсек ООН Кофи Аннан с целью укрепить перемирие, достигнутое между Израилем и радикальной ливанской группировкой «Хизбалла» при участии ООН. Ожидается, что после Ливана К.Аннан посетит Израиль, палестинские территории, Сирию, а также Иран, в котором не был с момента избрания президентом этой страны Махмуда Ахмадинежада. По всей видимости, основными темами переговоров Аннана с ливанским руководством станет миссия миротворцев на юге страны и снятие Израилем блокады Ливана.

Какими видят в самом Ливане причины возникновения нынешнего ливанского конфликта? Обладал ли Ливан достаточным суверенитетом, чтобы контролировать юг Ливана и не допустить вылазок боевиков «Хизбаллы», что привело к таким последствиям для всей страны? Какую роль играла и может играть Украина в урегулировании ливанского конфликта, в частности, и Ближневосточного — в целом? Ожидают ли в Ливане украинских миротворцев? Об этом рассказывает в интервью «Дню» Чрезвычайный и полномочный посол Ливана в Украине Юссеф САДАКА.

— Не кажется ли вам, что последний конфликт между Израилем и «Хизбаллой» обусловлен отсутствием ливанского суверенитета над южной частью страны? Ведь после вывода с ливанской территории израильских войск в 2000 году и сирийских в 2005 году правительство не смогло предотвратить вылазки боевиков «Хизбаллы» на территорию Израиля, что спровоцировало такую реакцию со стороны Иерусалима и ввод израильских войск на юг Ливана.

— В 2000 году Израиль не полностью ушел из Ливана, а оставил под своим контролем ферму Шабаа. После вывода израильских войск Ливан поддерживал суверенитет над южной частью страны. В то же время на юге Ливана существовало сопротивление, вызванное продолжением израильской оккупации на части ливанской территории. С нашей точки зрения, Ливан всегда расплачивался из- за внутренних проблем в израильском руководстве. Причиной нападения Израиля на Ливан в 1996 году стал конфликт между премьер-министром Израиля Пересом и генералами, которые руководили армией. То же самое можно сказать и об инциденте с захватом боевиками «Хизбаллы» двух израильских солдат и убийством восьми, что послужило причиной нынешнего конфликта. Подобные инциденты случались ранее, но тогда ответ со стороны Израиля не был таким, как сейчас. Объявленная Израилем война против Ливана преследует цель уничтожить нашу страну, а не «Хизбаллу». По оценкам ООН, ущерб от последних событий, которые происходят в Ливане, составляет 15 млрд. долларов. Эта война возвратила Ливан на 15 лет назад. И сегодня он тоже расплачивается за то, что внутри Израиля политики не могут ладить между собой. Хочу подчеркнуть, что Ливан всегда расплачивается из-за разногласий и противоречий в Израиле.

Я считаю, что премьер-министр Эхуд Ольмерт хочет показать народу Израиля, что он является таким же руководителем как Ариель Шарон. И поэтому нынешний израильский лидер без причины начал бомбить и полностью разрушать Ливан.

— Но ведь причина была… Вылазка «Хизбаллы» из не контролированного ливанским правительством юга Ливана на территорию Израиля и захват в плен израильских солдат?..

Но этот инцидент не дает Израилю повод, чтобы начинать крупномасштабную войну против Ливана.

— Но вопрос — почему Ливан не смог взять под контроль южную часть страны, остается, чтобы не допустить подобной провокационной вылазки?

Суверенитет Ливана над этой территорией, над югом страны был. Здесь была ливанская армия. Ливанское правительство разрешило патриотам на юге Ливана сопротивляться израильтянам. Почему? Потому что часть ливанской территории осталась под израильской оккупацией.

— Но ведь речь идет о сирийской территории?

— У Ливана есть всякие доказательства и всякие документы, а также история доказывает, что это ливанская, а не сирийская территория площадью примерно 10 кв. км.

— Нынешнему конфликту предшествовала резолюция №1559 ООН, которая предусматривала среди прочих условий разоружение «Хизбаллы». Почему резолюция не была выполнена?

— Действительно, некоторые пункты этой резолюции, за исключением вывода сирийских войск, не были выполнены. Нелегко было выполнить пункт резолюции, касающийся разоружения «Хизбаллы». Даже мировое сообщество дало понять, что это должно решаться только через внутренние переговоры в Ливане. Внутри страны велись такие переговоры относительно разоружения «Хизбаллы» и дальнейшей судьбы этого оружия. Стороны чуть было не пришли к принятию решения. А тут возник конфликт, который продолжается уже более месяца.

— Как тогда объяснить то, что вместо разоружения «Хизбалла» получила на вооружение десятки тысяч баллистических ракет, способных поражать объекты на территории Израиля?

— Дело в том, что правительство Ливана не может силой выполнить резолюцию 1559 ООН, которая предусматривает разоружение «Хизбаллы». Если против нее попытаться принять силовые меры, то в Ливане возникнет гражданская война. Это движение как политическую партию поддерживает народ. Поэтому правительство не может принимать какие-то жесткие силовые меры против «Хизбаллы». Израиль тоже постоянно ведет себя неправильно. Он всегда дает повод нашим патриотам, которые сопротивляются. До этого инцидента Израиль постоянно нарушал и до сих пор нарушает воздушное, морское и сухопутное пространство Ливана. И это дает повод «Хизбалле» иногда отвечать на действия Иерусалима.

Израиль столько времени воевал с арабами, но так и не достиг своей цели — не добился мира. Чтобы наступил мир, надо по-другому вести себя. Последняя арабская инициатива по мирному процессу предполагает признание Израиля как государства. Но при этом Иерусалим должен освободить все арабские территории, оккупированные до 1967 года, и признать Палестинское государство. Речь идет об освобождении сирийских Голанских высот и фермы Шабаа, которая принадлежит Ливану. К сожалению, Израиль выступает против.

— Предшествующий опыт принятия резолюций СБ ООН свидетельствует о том, что решения высшего на нашей планете международного органа не выполняются. Верите ли вы в то, что последняя резолюция №1701 СБ ООН будет выполнена?

— Ливан фактически полностью выполнил все требования последней резолюции. Правительство отправило ливанскую армию на юг Ливана. На сирийской границе тоже размещены наблюдательные пункты, чтобы из Сирии в Ливан не поступало оружие. Но Израиль не дает возможности полностью реализовать положения резолюции 1701. До сих пор Израиль осуществляет воздушную и морскую блокаду. Мы считаем, что тем самым израильская сторона не выполняет решения резолюции СБ ООН. До сих пор Израиль осуществляет операции против Ливана и занимает несколько пунктов в южной части страны, не собирается оттуда уходить. Ливан ожидает прихода миротворцев, как это предусмотрено резолюцией 1701. Мы полностью выполним решение СБ ООН.

— Будет ли выполнено Ливаном решение о выводе «Хизбаллы» с юга Ливана, как предусмотрено резолюцией? Ведь Франция обусловила отправку 5 тыс. своих миротворцев на юг Ливана с выполнением этого пункта. Французы помнят 1982 год, когда во время выполнения миротворческой миссии в Ливане погибло 168 парашютистов.

— Сейчас в нашей стране находятся 200 французских военно-инженерных специалистов. Франция действительно заявила о желании послать в Ливан больше своих миротворцев. Я не думаю, что со стороны «Хизбаллы» будет какая-то опасность по отношению к миротворцам. Не думаю, что они будут выступать против французских миротворцев. Проблема состоит в том, что французы хотят знать, какая цель и какая роль будет у них. Проблема не с «Хизбаллой».

— Как в данном конфликте Ливан оценивает действия США?

— Между Ливаном и США были некоторые разногласия во время этого конфликта, а также во время принятия резолюции. Противоречия касались того, как остановить войну и прекратить огонь, как решить ливанский конфликт. Однако при утверждении этого документа США играли позитивную роль.

— Примет ли Ливан помощь от США, которые заявили о намерении выделить 230 млн. долларов на восстановление страны?

— Почему бы нет.

— Каких новых инициатив ожидает Ливан от Евросоюза, который играл активную роль в разрешения ливанского конфликта?

— Мы ожидаем, что ЕС использует свой вес для оказания давления на Израиль с тем, чтобы он выполнил резолюцию 1701. Мы хотим, чтобы ЕС участвовал в миротворческой деятельности, чтобы выделил достаточно миротворцев на юге Ливана. Мы очень надеемся на помощь Франции.

— А что вы скажете о роли Сирии и Ирана в данном конфликте? Ведь всем известно, что иранское оружие поступало через Сирию, а Иран является спонсором и даже идейным вдохновителем «Хизбаллы». Каких шагов ожидал бы сейчас Ливан со стороны названных стран?

— Сейчас Ливан ничего не требует от Ирана и Сирии. Мы и раньше ничего не требовали от этих стран. Мы считаем, что многие страны поддерживают новые освободительные движения.

— После заключения перемирия обе стороны конфликта («Хизбалла» и Израиль) заявили о своей победе. Кто же выиграл, как вы считаете?

— Мы считаем, что «Хизбалла» смогла противостоять Израилю, который в ходе этой кампании так и не смог достичь поставленных целей.

— Многие масс-медиа называют «хрупким» достигнутое перемирие. Когда, по вашему мнению, ситуация в стране стабилизируется, чтобы можно было начать восстановительные работы?

— Правительство Ливана намерено полностью выполнить резолюцию ООН. Но Израиль постоянно нарушает ее. Об этом говорит и ООН. Мы надеемся, что международные миротворцы побыстрее приедут и обеспечат реализацию резолюции 1701, тем самым снимут все проблемы.

— Израиль объясняет свои операции на юге Ливана присутствием в этой зоне «Хизбаллы». Почему бы Ливану не обеспечить вывод «Хизбаллы» из этой зоны и тем самым снять повод для нанесения израильской армией ударов по южной части страны?

— Ливанское правительство уже приняло решение, что на юге Ливана будет обеспечиваться только его суверенитет. Что касается «Хизбаллы», я думаю, что она уходит с ливанской территории. Но, это происходит медленно путем переговоров. Мы не можем применять против «Хизбаллы» силу. Потому что это не будет в пользу Ливана, правительства, народа. «Хизбалла» до сих пор не нарушает резолюции в отличие от Израиля.

— Ливан вводит на юг страны 15 тыс. солдат. Зачем тогда там необходимо присутствие «Хизбаллы», что может подвергнуть опасности жизнь ливанских солдат?

— «Хизбалла» заявила о намерении сотрудничать с ливанской армией, а также миротворцами, которые будут размещены на юге Ливана. Я думаю, что никаких проблем не будет. Все будет нормально. Министр обороны Ливана заявил, что на территории страны будет только ливанский суверенитет. И оружие будет находится только у ливанских солдат.

— Почему бы не включить формирование «Хизбалла» в состав ливанской армии? Тем самым оно будет подконтрольно военному командованию.

— Этот вопрос обсуждается. До этого конфликта были переговоры между ливанскими политическими силами.

— Видите ли вы в Ливане какой-то путь двухстороннего урегулирования конфликта непосредственно с Израилем без привлечения посредников?

— Если Израиль возвратится к мирному процессу, который был начат в 1991 году, то это будет хорошо. Арабы хотят мира с Израилем. Поэтому мы надеемся, что Израиль возвратится к столу переговоров.

— То есть речь может идти о многосторонних переговорах арабских стран с Израилем? А сам Ливан не хочет вести переговоры с Израилем по вопросу возвращения той же фермы Шабаа?

— Ливан сам не хочет вести переговоры — мирный процесс с Израилем. Мы хотим, чтобы мирный процесс шел со всеми странами, которые находятся на Ближнем Востоке и чтобы мир был со всеми странами — не только с Ливаном. Мы не можем отделяться и вести переговоры с Израилем. Ливан считается арабским государством и очень связан с арабским миром. У нас есть Лига арабских государств. Мы не можем отдельно вести переговоры с Израилем, а должны делать это все вместе. При бывшем премьер-министре Рабине были большие надежды, чтобы наступил мир. Но его убили.

— Говорят, что после войны легче достигать мира. Видите ли вы возможности, что в ближайшее время удастся достичь прогресса в ближневосточном мирном урегулировании?

— Мы хотим, чтобы в Израиле были мирные руководители, которые верят в достижение мира в арабском мире. Но, только не путем войны.

— Израиль находится в окружении арабских стран, и среди них есть такие, которые заявляют об его уничтожении. Как в таких условиях можно обеспечить мир на Ближнем Востоке?

— Это неправда. Израиль окружен арабскими странами, которые хотят мира с этим государством. Но если есть какие-то страны, которые заявляют об уничтожении Израиля, то они не относятся к арабским государствам. Если речь идет об Иране, то эта страна не арабское государство, и она не входит в Лигу арабских стран.

— Накануне последнего конфликта глава палестинского правительства Аббас и находящиеся в израильских тюрьмах заключенные пришли к выводу о необходимости проведения референдума по многим вопросам, включая признание права Израиля на существование. Считаете ли вы референдум правильным путем для разрешения палестино-израильского конфликта?

— В так называемых документах палестинских заключенных косвенно признается Израиль. Ливанское движение «Хизбалла» может признать Израиль, если это государство будет вести себя нормально, решит все проблемы и не будет нападать на Ливан. Это возможно в дальнейшем.

— Как в Ливане оценивают позицию Украины в ходе конфликта и после достижения перемирия?

— Украина выступает за разрешение израильско-палестинской проблемы и ливанского конфликта мирным путем. Она настаивала на том, чтобы обе стороны конфликта не вели войны. Украина заявила о готовности участвовать в миротворческом контингенте UNIFIL. Особенно активными были усилия вашей страны относительно прекращения огня.

— Обращался ли Ливан к Украине с конкретной просьбой об отправке украинских миротворцев на юг страны?

— Ливан обратился ко всем странам принять участие в миротворческой миссии UNIFIL. Ранее в Ливане уже находились украинские миротворцы, которые участвовали в разминировании ливанской территории. Они сыграли большую позитивную роль в этом плане. Мы надеемся, что Украина будет участвовать в миротворческой операции на юге Ливана.

— Прозвучали ли уже со стороны украинского МИДа и министерства обороны конкретные предложения об отправке миротворцев в состав миротворческой миссии?

— Насколько я знаю, Украина изучает этот вопрос.

— Заинтересована ли ваша страна в привлечении украинских компаний для участия в восстановлении мостов, дорог и другой инфраструктуры в Ливане?

— Ливан просит помощи от Украины. В большей мере речь идет о гуманитарной помощи. Мы знаем, что Президент Украины уже принял решение об отправке в Ливан гуманитарной помощи. Что касается восстановительных работ, то пока в Ливане очень напряженная ситуация. Мы оцениваем потери. В дальнейшем, может быть, будем сотрудничать с Украиной в восстановлении всего, что было разрушено.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать