Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Зачем менять Нормандский формат?

Эксперты обсуждают предложение главы МИД Польши
08 января, 18:18
ФОТО REUTERS

Недавно министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович в интервью немецкой газете Handelsblatt сделал несколько громких заявлений относительно нашего государства. Во-первых,  он предложил назначить специального посланника генерального секретаря ООН для Украины, а во-вторых — изменить Нормандский формат. «Я думаю, что к так называемому Нормандскому формату — Германия, Франция, Украина, Россия — нужно приобщить США и ЕС. Германия и Франция могут думать, что представляют Европу, но, по нашему мнению, это не так. Нас могут представлять лишь европейские институты, в этом случае Верховный представитель, а не другие страны», — сказал глава польского МИД.

Кроме того, в этом интервью Чапутович отметил необходимость введения новых санкций против России со стороны ЕС и НАТО. «Здесь главным является вопрос «Северного потока-2»: трубопровод разрушает эффект санкций. «Северный поток-2» убивает Украину. Если транзит российского газа через Украину прекратится, страна потеряет не только значительный доход, но и гарантию защиты от последующей российской агрессии», — заявил Чапутович. Он также отметил, что в вопросе «Северного потока-2» Польша, США и Европейская Комиссия представляют проевропейскую позицию, в то время как Германия — антиевропейскую. «Германия и Австрия постоянно защищают себя новыми обманами и хотят исключения для «Северного потока», так что сегодня у нас нет общей европейской позиции», — сообщил он.

Стоит напомнить, что в течение прошлого года Польша была  непостоянным членом Совета Безопасности ООН и пробудет в этой роли еще в 2019 году. Кроме того, Польша неоднократно выступала против реализации  проекта «Северный поток-2». А в декабре прошлого года польская государственная газовая компания PGNiG подписала контракт с американской компанией Port Arthur LNG о покупке 2.7 млрд кубометров газа ежегодно в течение 20        лет, чтобы уменьшить энергетическую зависимость от РФ, передает DW.

Между тем, в самой Польше произошла резонансная перестановка в правительстве: на должность заместителя министра дигитализации (оцифровка) был назначен Адам Андрушкевич, который, по данным ресурса VSQUARE, считается  националистом, однако «преисполнен понимания, когда речь идет о Беларуси и России». Отмечается, что Андрушкевич имеет корни в молодежных националистических группах, таких как Национальный радикальный лагерь (Oboz Narodowo-Radykalny) и Всепольская молодежь (Mlodziez Wszechpolska). «Тот, кто до сих пор считает, что это патриотическое правительство, которое верит в польский суверенитет, не говоря уже о демократии, был обманут», — написала в Twitter колумнист издания The Washington Post Энн Эпплбом.

«День» обратился к украинским и польским экспертам с просьбой прокомментировать инициативу министра Чапутовича, в частности относительно изменения Нормандского формата.

«ЕСТЬ ОСОЗНАНИЕ, ЧТО В СИЛЬНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ УКРАИНЕ БУДЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ И ДЛЯ САМОЙ ПОЛЬШИ»

Оксана ЮРИНЕЦ, народный депутат Украины, сопредседатель Группы по межпарламентским связям с Республикой Польша:

— Это очень хорошая и позитивная инициатива, потому что очень много вещей сегодня нуждаются в определенной реформации, чтобы был результат. Например, события в Керченском проливе изменили отношение к тому, что в настоящий момент происходит в Украине. Наш сосед, который является непостоянным членом Совбеза ООН, наверное, максимально хочет использовать свое положение для того, чтобы помочь и посодействовать, так как сегодня Украине необходима поддержка. Это ситуация, когда есть осознание, что в сильной и безопасной Украине будет безопасность и для самой Польши, и вообще для ЕС. Такое глобальное масштабное мышление показывает понимание общества, демократических европейских стран, особенно балтов и поляков, насколько ситуация опасна и для их стран.

Когда Польша заявляет, что хочет, чтобы военные базы НАТО постоянно располагались на их территории, это говорит о том, что украинцы при этих переговорах будут помогать, чтобы это произошло. Мы понимаем и осознаем, что нам важны рядом сильные, адекватные, демократические соседи и такая ситуация абсолютно поставит на топ вопросы, которые сегодня есть.

К сожалению, наши парни, военнопленные моряки не освобождены, есть еще много других пленных и заложников, которые нуждаются в отдельной опеке, и мы четко понимаем, что сами не справимся.  Дипломатическая позиция, которую пытается внедрять Президент Украины, постоянно нуждается в возможностях наших соседних стран, которые они могут сегодня использовать для того, чтобы создавать вместе безопасное мирное пространство для всех государств. Все давно уже осознали, что Украина сегодня защищает границы ЕС и НАТО. Консолидация таких усилий очень важна. У нас в стране каждый должен делать на своем месте ответственно, искренне, правильно свою работу, так же важно, чтобы каждая из наших стран-партнеров, соседей, дружественных к нам государств создавали коалицию влиятельных площадок, где может решаться ряд вопросов.

— Почему, по вашему мнению, высшее польское руководство само в настоящий момент вносит такое предложение, в чем заключается их интерес?

— Я считаю, что две мощные молодые нации, как Украина и Польша, могут сегодня многое сделать для Европы. Когда они призывают приобщаться ЕС и США, это значит, что этот формат должен быть дополнен, усовершенствован с целью действенности и конкретных результатов.

Когда весной Украина выступила инициатором поддержки Грузии и Молдовы в евроатлантической интеграции этих стран, очень многие коллеги из национальных парламентов других стран поддержали эту позицию. Как бы нам трудно ни было, мы понимаем, что есть страны меньшие по численности, которые мы сегодня пытаемся подтягивать, понимая, что у нас одинаковые стартовые возможности, опасности. Это факт, который показывает, что когда мы объединены, мы сильнее.

Когда депутаты думают не в границах области, города, округа, а в границах целой страны, это лучше. И когда наши страны-соседи думают в масштабах мирового пространства, большой геополитики, я считаю, что это правильно, амбициозно, но в то же время ответственно. Ведь делать такие заявления, значит, делать часть какой-то работы и брать на себя часть ответственности.

Каков шанс, что эта инициатива будет воплощена и насколько стоит ожидать позитивных изменений после возможного приобщения к Нормандскому формату США и ЕС?

— Для многих моих коллег важно, чтобы вопрос с военнопленными как можно скорее решался. Это однозначно то, что важно, и то, о чем нужно думать каждый день. Такое изменение формата по крайней мере предусмотрит, что такие моменты не будут пропускаться или что в переговорах эти вопросы будут быстро решаться.

США — сильная страна, принимает основные решения в НАТО, ЕС так же коллективно принимает много решений. Это тот формат, который бы дал возможность в более широком кругу обсуждать вопросы. Я только за все то, что будет действовать и давать нам позитив, сдвиг в безопасности. Возможно, изменение формата как раз и будет развязкой ряда вопросов, поставленных на повестке дня.

«ЭТО ВАЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, НО, К СОЖАЛЕНИЮ, Я НЕ ВИЖУ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ВОЗМОЖНОСТИ, ЧТОБЫ ОНО БЫЛО РЕАЛИЗОВАНО»

Петр КОСЬЦИНСКИ, кандидат наук, университет Вистула, Варшава:

— У нас есть большой интерес в том, чтобы ситуация в Украине была лучше, чтобы было урегулирование ситуации на Донбассе. К сожалению, мы не видим этого в настоящий момент, прежде всего потому, что Россия не хочет что-то менять. Предложение министра Чапутовича является очень интересным. Возможно, чтобы генеральный секретарь ООН имел своего посланника, потому что ситуация на Донбассе и в Крыму важна. Но я не знаю, есть ли возможность изменить этот Нормандский формат, потому что все его члены — Россия, Германия, Франция, Украина — должны сказать, что согласны с этим.

Поэтому я думаю, что это очень интересное и важное предложение, но, к сожалению, я не вижу в настоящий момент возможности, чтобы оно было реализовано. Украина — наш сосед, и для нас очень важно, как развивается ситуация в вашем государстве. Кроме того, где-то миллион украинцев работает в Польше. Именно поэтому наш министр внес такое предложение.

Относительно причин назначения новым заместителем министра дигитализации Адама Андрушкевича. Я не знаю, какой является его направленность в настоящее время. Но это наша внутренняя политика. Он раньше был членом фракции «Кукиз’15» в польском Сейме. Думаю, что сейчас он будет вместе с партией «Право и справедливость», а не с «Кукиз’15». По моему мнению, никаких связей с международной политикой это не имеет, в этом есть лишь внутренние политические причины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать