Магические цвета «американского Рериха»
В Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко открылась выставка «Красота, близкая к абсолюту» Рокуэлла Кента
Этот проект продолжает показ сокровищ живописи, хранящихся в фондах музея. В экспозиции представлены десять пейзажей известного американского художника Рокуэлла Кента (1882—1971 гг.). Куратор выставки — заведующая отделом западноевропейской живописи Елена Живкова рассказала, что картины Кента достались Музею Ханенко в 1960-е годы, после масштабной выставки художника на территории СССР.
— В то время когда Кент должен был ехать в Советский Союз, американские власти лишили его паспорта, и он не мог пересечь границу. Догнать выставку художник смог именно в Киеве, — объясняет научный сотрудник отдела западноевропейской живописи Александра САКОРСКАЯ. — И художник решил подарить 80 живописных и 800 графических произведений музею бывшего СССР, но подчеркнул, что некоторая их часть должна остаться именно в Киеве». Сейчас Музей Ханенко обладает наибольшим в Украине собранием произведений американца, еще несколько работ есть во Львове и Одессе.
По манере художник стоит в стороне от всех популярных течений начала и середины ХХ века.
— В свое время Кента называли «американским Рерихом» — его произведения напоминают рериховские циклы, посвященные Гималаям. Художник писал реальную, но экзотическую природу, поэтому она выглядит фантастически. Яркие цвета, резкие тени — манера Кента весьма узнаваема», — комментирует старший научный сотрудник отдела западноевропейской живописи Анастасия МАЦЕЛО.
Рокуэлл Кент сочетал в себе художника, графика, писателя, архитектора и фотографа. Смолоду художник пытался искать вдохновение в путешествиях, эта жажда впечатлений отражена и в выставке. Десять пейзажей демонстрируют четыре «точки» творчества художника: остров Монхеган в США, Огненная Земля, Гренландия, ферма на севере штата Нью-Йорк.
Благодаря этим пейзажам каждый может увидеть уголки, добраться до которых довольно сложно. Так, «Гавань Парри. Огненная Земля» — изображение места в Чили, где Кент проходил, направляясь к мысу Горн, точке, близкой к краю Южной Америки.
Во всех поездках художник пытался максимально приблизиться к местному быту: он жил вместе с аборигенами в их жилищах, умел управлять санями и охотиться на северных оленей и тюленей. Александра Сакорская признается: «Художнику приходилось брать с собой большое количество вещей для рисования, а иногда даже экономить краску. Вот, в пейзаже «Могилы на вершине холма. Северная Гренландия» он хотел добавить бурое пятно, и оставил лишь загрунтованное полотно».
«Земля, красота которой близка к абсолюту» — это, по мнению Кента, Гренландия. Художник был там трижды, как-то провел там почти год. — Ночи на севере длинные, дни короткие и очень холодно. Кент часто работал в хижине при свете керосиновой лампы, и потому некоторые работы дописывал по возвращению, одну закончил через 20 лет после путешествия!» — рассказывает Александра САКОРСКАЯ. — Сейчас экзотические пейзажи художника в моде. Большинство из них изображает «теплую» природу, тропики, хотя Кент рисовал Гренландию». Но отчаянный американец был не просто пейзажистом, но и философом, ведь утверждал: «Я не стремлюсь к мелкому самовыражению, я хочу воспроизвести ритм вечности».
Выставка будет длиться до 20 октября.
Выпуск газеты №:
№132, (2013)