Перейти к основному содержанию

40 лет на Киевской кафедре

16 мая, 19:01
ПАТРИАРХ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ РУСИ ФИЛАРЕТ

На этой неделе исполнилось 40 лет, как патриарх Киевский и всей Украины-Руси Филарет занял киевскую кафедру — сначала как экзарх, потом в сане патриарха. Такого длинного служения на одной кафедре не было до сих пор ни в Киеве, ни в Москве. Отметим также, что патриарх Филарет является 90-м предстоятелем в истории Киевской митрополии.

В связи с 40-летием киевского служения патриарха Филарета в понедельник состоялась многолюдная конференция, на которой большинство вопросов касалось современной ситуации в украинском православии, перспектив его объединения и признания другими православными церквями мира (Полнотой православия). Как выяснилось, особых сдвигов в этом деле в последнее время, как и в предыдущие 14 лет, не произошло. Несмотря на это, численность Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) постоянно увеличивается, и сегодня эта церковь по количеству приходов занимает второе место в стране, а по количеству верующих — первое. А что касается канонического признания, то патриарх Филарет напомнил, что включение любой новой церкви в список- диптих признанных мировых церквей — дело сложное и, как правило, требует много времени: от 20 до 140 лет. (Добавим, что в канонах мирового православия отсутствуют четкие правила и условия, по которым та или иная церковь имеет законное право на автокефалию. — К.Г. ).

Главным тормозом на пути к признанию Киевского патриархата являются, как говорит патриарх Филарет, целеустремленные усилия Московской патриархии и российского правительства. Именно они добились того, что начатые несколько лет назад украинско-московско-константинопольские переговоры зашли в тупик и фактически отменены. Да и что могло быть, когда единственная стратегия объединения для Москвы сводится к одному единственному тезису: «Покайтесь, и мы вас примем к себе!». Между тем, речь идет о древней Украинской церкви великого государства, которая, к тому же, является одной из самых крупных поместных церквей мира и имеет все основания требовать и получить автокефалию, т.е. полную независимость. Константинопольский патриарх — первый по чести в мировом православии — по существу не против включения УПЦ КП в список автокефальных церквей, но он не осмеливается идти на полный разрыв с Московской церковью. Тем более что Москва открыто угрожает расколом всего православного мира.

Из-за этих церковных дипломатий, по словам патриарха Филарета, «нужно потерпеть, тем более что на внутренней жизни церкви ее непризнание не отражается. Ведь церковь выполняет свою миссию, полностью следует канонам церковной жизни». А отвечая на вопрос о легитимности первоиерарха этой церкви, патриарх Филарет сказал: «Я законный, канонически избранный архиерей. Все мои хиротонии и таинства признаются верующими — миллионами украинцев, которые ходят в наши храмы. Это самое главное. Всем, однако, известно, что Московская патриархия и Кремль хотят во что бы то ни стало устранить меня с кафедры. Ради одного — устроить полный хаос и разлад в нашей Киевской церкви. Поэтому я покину престол только после образования и признания Мировым православием единой Украинской православной церкви. Тем более что сам Вселенский патриарх всегда считал и считает, что Украина имеет полное право на независимую поместную церковь. А до этого исторического момента я не собираюсь отказываться от Киевской кафедры, как бы этого ни хотели некоторые церковные и светские политики».

На вопросы журналистов о средствах ускорения процессов признания УПЦ КП, патриарх Филарет ответил: «В православном мире до сих пор не было признано ни одной православной церкви из-за отсутствия заинтересованности и влияния со стороны государства. Так было всегда — политический рычаг всегда наиболее эффективен на международном уровне. За примерами далеко ходить не надо — Московская церковь стала легитимным патриархатом (во времена правления Бориса Годунова) именно благодаря государственному вмешательству, даже прямому давлению на Восточных патриархов и подкупу чиновников Османской империи. Потому что если церковь того или иного государства остается непризнанной, это вредит самому государству. Нужно принимать во внимание также то, что прямое влияния государства на церковные дела требует особых обстоятельств — определенной международной конъюнктуры, удачно выбранного момента. Московская церковь, например, признала автокефалию Польской православной церкви через несколько десятилетий после признания этой церкви Вселенским патриархом. Это было сделано под давлением Кремля, заинтересованного после войны в добрых отношениях с польским правительством (1948 г.). (Исторический экскурс патриарха Филарета дает основания считать, к сожалению, что сегодня украинское государство делами Церкви не занимается. — К.Г. ).

На пресс-конференции речь шла также о том, что содействие нашего государства процессам дальнейшей перестройки УПЦ КП далеко не всегда заметно и эффективно даже тогда, когда речь идет о внутренних делах. Скажем, в Украине не всегда и не везде выполняется Закон о свободе совести, о праве каждого украинца выбирать веру, конфессию, приход. Если бы этот Закон действовал должным образом, Киевский патриархат имел бы сегодня среди своих прихожан значительно больше украинцев — сегодня многие православные общины просто-напросто боятся переходить в юрисдикцию Киевского патриархата. В некоторых регионах местная власть открыто содействует УПЦ Московской патриархии, годами не предоставляет земельных участков для строительства храмов Киевского патриархата и даже запрещает зажиточным благотворителям давать деньги на строительство храмов, воскресных школ и т. п.

Один из вопросов к патриарху Филарету касался еще такого странного и даже невероятного факта. Речь идет о том, что в последнее время (после Пасхи) в некоторых СМИ появилось новое словосочетание «Президент Украины — анафема». В частности, об этом недавно на Пятом канале говорил глава Православного братства (УПЦ МП) Валерий Кауров, осуждая Президента за то, что тот не уделил надлежащего внимания Успенскому собору, а пошел во Владимирский. И таким образом, якобы, как-то так — мимоходом — «примкнул» к анафеме (!) (Кстати, чин анафемы — это очень и важное, и кропотливое церковное дело, которое решается и провозглашается Собором церкви, и объявляется во всех храмах. — К.Г. ) Патриарх Филарет объяснил журналистам, что это один из «контрударов» со стороны Московского патриархата и митрополии УПЦ МП в ответ на то, что на Пасху Президент Ющенко посетил Владимирский Собор (Киевский патриархат), исповедовался и причащался там. Московское же православие почему-то «обиделось» и перешло на оскорбления с единственной целью — скомпрометировать украинского Президента. «Когда нет других аргументов, — сказал Патриарх, — тогда прибегают к анафеме (так же было со мной). Увидели, что Президент поддерживает Киевский патриархат, — и сразу начали дискредитировать, навешивать ярлыки и тому подобное. Между тем, Президент (как президент и как верующий) и должен бывать везде — в Лавре, в Пещерах, в других храмах Украины».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать