Адский механизм уничтожения народа: познать, чтобы обезвредить
...Неумолимое время поглощает и свидетелей, и жертв, и палачей. С годами не такой острой становится даже боль. Но должна оставаться память, ибо забыть такое — преступление. Главное — укрепить историческую память народа, чтобы он наконец почувствовал себя единой нацией и поднялся с колен.
Это мнение, высказанное в субботу Вице-премьер-министром Украины Николаем Жулинским на открытии международной научной конференции «Геноцид украинского народа: историческая память и политико-правовая оценка», доминировало в выступлениях всех участников этого мероприятия. Обращение от имени Президента Украины Л.Д.Кучмы огласил заместитель Главы Администрации Президента Юрий Богуцкий, который подчеркнул: голодомор и репрессии 20–40 годов ХХ ст. занимают исключительное по своему трагизму место в истории многострадального украинского народа, тогда было поставлено под угрозу само физическое существование нации, ее генофонд. Исследование политических, правовых и духовных предпосылок геноцида и стало задачей конференции.
Профессор Станислав Кульчицкий, который выступил с докладом «Террор голодом: политические мотивы», отметил, что для сталинского режима террор был не исключением, а средством государственного управления. Постигнув это, мы лучше сможем понять саму суть тех ужасных времен. Но, конечно, остается еще немало вопросов. Среди них докладчик отдельно выделил такие: почему, хотя в 1932–1933 гг. голод был практически во всех хлебных регионах СССР, именно в Украине и на Кубани он приобрел ужасающие масштабы голодомора? Не имеем ли мы основания сказать, что 1937 год начался именно в Украине в 1933 году? Почему после смерти Сталина в 1953 г. физический террор сменился духовным (одно из его проявлений — русификация) и каковы последствия этого?
Академик НАН Украины Сергей Пирожков посвятил свой доклад демографическим потерям населения Украины 30-40-х годов в контексте современных трансформаций. Он привел страшную цифру (результат многолетних собственных исследований): свыше трети населения — 34,8% — было потеряно Украиной вследствие только внутренних, социальных катастроф 20, 30 и 40-х годов. Результаты этого мы ощущаем сейчас (хотя это — не единственная причина депопуляции в Украине, которая наблюдается с 1990 г.). Докладчик предупредил, что, очевидно, для восстановления нормальной демографической ситуации понадобится несколько десятилетий. Внимание привлекло такое предложение академика: издавать материалы по голодомору на русском языке и находить пути их распространения среди российских читателей, чтобы наши северные соседи лучше знали о трагедии украинского народа и постепенно преодолевали вредные стереотипы.
Крупный ученый и общественный деятель, академик НАН Украины Иван Дзюба остановился на духовном опустошении, которое вызвал на нашей земле тоталитарный режим. «Опустошение» здесь более точное слово, чем «геноцид», заметил он, ибо нельзя сказать, что вся культура и духовность была абсолютно уничтожена. Но был создан «новый», «высший» человек, «новая», «высшая» духовность — а какая это духовность, мы наблюдаем сейчас, когда с экранов и со страниц газет хлынул грязный океан «чернухи», худших образцов поп-арта, пропагандируется культ силы, в очень тяжелом состоянии культура языка...
Отрадно, что в работе конференции приняли участие такие известные общественно-политические деятели, как почетный председатель УРП Левко Лукьяненко (он рассказал о Вильнюсском судебном процессе над преступлениями коммунизма), один из лидеров диссидентского движения Михайло Горынь, председатель Госкоминформа Украины Иван Драч. Это прибавило собранию еще большей значимости. Но тревогу вызвало то, что в зале было очень мало молодежи. А без ее участия нечего и думать о разрешении главной задачи конференции — познать механизм террора, чтобы обезвредить его.
Ибо пока что, невзирая на все приобретения демократии, мы еще не имеем гарантии того, что подобное никогда не повторится — демократия только делает возможным создание таких гарантий. Запомним же одно — катастрофы прошлого имеют способность возвращаться, внезапно и в других формах, тогда, когда люди спрашивают, сколько же можно вспоминать о делах давно минувших дней, пусть даже и кровавых делах?..
Выпуск газеты №:
№218, (2000)Section
День Украины