«Агасфер»: в поисках идеала
О премьере франковцев в Театре в фойе
К режиссерским дебютам известных актеров театральные критики и просто поклонники театрального искусства относятся с большой долей скепсиса, считая, что те берутся не за свое дело. Однако каждый театральный сезон появляются актеры, которые довольно успешно проявили себя в режиссуре.
Известный львовский, а нынче киевский актер Тарас Жирко предложил на суд зрителя не только очередную роль, но и режиссерскую работу — спектакль «Агасфер» по пьесе Габриэллы Запольской на малой сцене Театра им. Ивана Франко. Кроме главного героя — Тараса Жирко, в спектакле задействованы также Татьяна Олексенко-Жирко, Леся Либчук, Наталья Ярошенко.
Спектакль «Агасфер», несмотря на такое количество женских персонажей вокруг одного героя, не о любви, но скорее всего об отношениях мужчины и женщины в некотором, так сказать, феминистическом контексте. Какие чувства доминируют в таких отношениях — эстетические, плотские или, может, интеллектуальные? Решение этого вопроса фактически и является сквозным действием спектакля. Смысловой акцент «Агасфера» — на раскрытии характеров. Любовь является только своеобразной лакмусовой бумажкой, помогающей в этом — она фильтрует человеческие качества, отшлифовывает моральные убеждения.
Три женщины, которым герой предлагает замужество, являются для него воплощением одного из его идеалов, приближаясь к которому, он теряет к нему интерес. Бывшая жена является воплощением красоты, эстетического наслаждения: она ежедневно меняет наряды, слишком нервна и эмоциональна. В ней есть красота, и больше ничего. Она изысканно одета, с гордостью «себя несет» и не желает давать развод своему мужу, ведь ждет другого, который бы увлекся ее красотой. Элька (Татьяна Олексенко) — очередная возлюбленная героя — является воплощением женственности в бытовом понимании. Она мила и привлекательна, способна любить, прощать, рожать детей. Именно поэтому женская трагедия в ее жизни приводит к длительной болезни. Сестра Эльки, Юлия — феминистка-интеллектуалка, способна на решительные мужские шаги, умна и мудра. С начала спектакля Юлия внешне похожа на героиню из скандальной киноленты «Пианистка», однако впоследствии, влюбляясь, сбрасывая «учительскую» академическую одежду, она превращается в обычную женщину.
Финал спектакля довольно предсказуемый: герой, который, кроме остальных недостатков, является еще и неудачником в профессиональной жизни, останется одиноким, хотя каждая из его женщин «обогащает» его, дает ему нужную энергию в определенный момент жизни, что в значительной степени оправдывает название спектакля. Но в «Агасфере» привлекает в первую очередь не сюжетная линия, хотя за ней интересно наблюдать, а те приемы, которые используют режиссер и актеры, формулируя сущность отношений между действующими лицами. В пользу Тараса Жирко следует отметить, что в спектакле большое количество четких, неординарных режиссерских выпадов, аллегорий со стопроцентным попаданием в смысл вещей, красноречивых сценических деталей. Например, Юлия, предлагая Эльке почитать книгу, дает ей в руки веник, который также функционирует как веер — ведь веник как символ домашних женских хлопот для Эльки намного ближе, нежели книги. Юлия, трансформируясь из «учительницы» в женщину, сбрасывает официальное платье, расплетает волосы и оказывается босиком, словно готова к интимным отношениям. Интересно решен сценический фрагмент с беременностью Эльки и потерей ребенка: белую подушечку с кружевом герой подкладывает Эльке под юбку; с потерей ребенка Элька собственноручно вынимает подушку, складывая ее так, как спеленутого ребенка.
Трагическое восприятие непростых человеческих отношений словно «разрежается» иронией героинь, а также танцевальными дивертисментами, которые позволяют относиться к серьезному материалу несколько облегченно. А финал вообще является эстетически привлекательной визуальной картинкой, похожей на трогательное семейное фото: герой — между тремя женщинами, одна из которых играет на домашнем и понятном фортепьяно, вторая — на соблазнительной гитаре и третья — Юлька — на сложной и недоступной скрипке — три чувства, которые так и не смогли примириться в душе мужчины.
Выпуск газеты №:
№197, (2006)Section
День Украины